Я много знаю о балерине Волочковой. Знаю, что она ученица Дудинской, что работала в Мариинке, что первым спектаклем у нее было « Лебединое…», что еще несколько лет назад балерина Волочкова могла после спектакля запросто рвануть на дискотеку.
У меня есть автограф Анастасии: я встретила ее в театре, в фойе Кремлевского Дворца съездов, и попросила автограф. Она, по-моему, удивилась, так как тогда ее еще мало кто знал, и в тот вечер, возможно, я была одной из немногих, кто вообще подозревал, что есть такая балерина.
Вот еще один факт. Несколько лет назад в ГАБТе был концерт знаменитостей Большого и Мариинки. Я отправилась туда в надежде увидеть петербургских звезд: Лопаткину, Вишневу, Ниорадзе. Но в программке от Питера значилась только Волочкова с «Умирающим лебедем». Несколько приуныв, я спросила у билетерши: «А что, из Мариинки только Волочкова?» «Балерина Анастасия Волочкова – солистка Большого театра», - ответила мне дама, и в ответе этом, поверьте мне, прозвучала гордость. Действительно, тогда Большой гордился Волочковой. Затем было множество сольных программ, эти же программы показывали по ТВ. Ну, а дальше балерина стала так известна, что ее фамилию запомнил даже мой муж, который о балете знает единственно, что в нем были Уланова и Плисецкая.
Из вышеизложенного ясно, что я давно слежу за этой карьерой. Почему? Потому что я профессиональный хореограф и уже больше десяти лет работаю на эстраде. И заявление администрации Большого театра о том, что академическая балерина все больше уходит в сторону эстрадного танца, вызвало у меня острый интерес и желание посмотреть сольную программу Анастасии.
Что я и сделала ...
В Кремле была представлена «Лестница в небо», заявленная как балет-фантазия. Режиссером-постановщиком числился Э. Смирнов. Сюжет действа банален. Молодая балерина, недавно вошедшая в труппу театра, на репетиции обращает на себя внимание театрального начальства, которое поручает ей станцевать « Лебединое озеро». Спектакль проходит с триумфом, балерина становится примой, звездой, она греется в лучах славы, купается во всеобщей любви, но в театре ей начинают завидовать, плести интриги, чинят всяческие препятствия, которые, впрочем, танцовщица преодолевает и назло завистникам снова празднует триумф. Сюжет нехитрый, но знаковый в конкретном случае, когда речь идет о Волочковой. Если поразмыслить, становится ясно, что именно такая программа и должна была пройти в данный момент. Потому что такой сюжет позволяет Волочковой дать убедительные ответы на все касающиеся ее злободневные вопросы.
Что было?
1. «Умирающий лебедь» - своего рода балеринский зачет. По сюжету исполняется на репетиции, поэтому не было традиционной белой пачки и перышек на голове. На балерине черное трико и почему-то красная пачка. Лебедь Волочковой, красивый, большекрылый, мне понравился. Он был такой трогательный, без излишнего нервного трепетания. Понравились руки-крылья.
2. Отрывок из балета В. Васильева «Фрагменты одной биографии», насыщенный сложными высокими поддержками, должен был убедить всех в том, что поднять балерину Волочкову в принципе можно, что и продемонстрировал ее партнер по этому номеру Марк Перетокин, кстати, солист Большого театра.
Этот танец в их исполнении мне не понравился, наверное, потому, что я невольно сравнивала Волочкову с Максимовой, и сравнение было не в пользу Анастасии. Максимова, великая молчунья, для меня всегда остается эталоном балерины. Окутанная тайной, очень красивая, с большим шагом и удивительным подъемом, миниатюрная, как точеная статуэтка, в этом танце она – аристократка, избранная. А про Волочкову все всё знают: в какой майке она репетирует, какими кремами мажется, какой у нее вес, какой рост, в какой она политической партии и т.д. То, что я так много знаю о балерине, мешало мне смотреть этот танец.
3. Включение в программу Белого акта из «Лебединого» со всеми атрибутами - это тоже в отместку Большому. Анастасия начинала в Большом с этого балета. Все зрители, пришедшие на концерт, должны были увидеть, какая прекрасная Белая Лебедь Волочкова, что партнер у нее есть, и как не прав Большой. Правда, зрители принимали белый акт без особого энтузиазма, на балконе, где я сидела и где не было ни одного клакера, народ сидел какой-то скучный. Да оно, в общем, и понятно: думаю, что из зрителей, пришедших на программу Волочковой, скорее всего меньше половины вообще пошли бы на «Лебединое озеро».
4. Появление на сцене красивого серебряного автомобиля с Волочковой внутри него тоже понятно. Это очень даже соответствует гламурному имиджу г. Волочковой, светской львицы. И все эти ее блестящие платья, более подходящие для цирка или варьете, - из той же оперы.
5. Во втором отделении было больше современных танцев. Хотя присутствовало па-де-де из «Эсмеральды». Этот номер был станцован по-балерински, с большим апломбом. Во время адажио все позы Волочковой были очень красивы, она ловко работала стопой, и были моменты, когда мне казалась, что пуанты Анастасии - органическое продолжение ноги. Но все испортила вариация Эсмеральды, опять же напомнившая варьете; эти батманы, призванные поразить публику, были какими-то не благородными, не соответствовали они образу Эсмеральды.
6. Целых три танца под музыку Эдит Пиаф были в программе: дуэт и два сольника. Неплохие танцы, и возможно, если бы я не была хореографом и не имела бы своего видения музыки Пиаф, мне бы они понравились.
7. Дуэт Брянцева из «Призрачного бала» получил в исполнении Волочковой и ее партнера (к сожалению, не могу назвать его фамилию – не разглядела с балкона) неожиданно современное звучание. Эта трактовка мне по душе. Очень хорошо.
8. Была еще Виллиса, танец поставленный Э.Смирновым для Волочковой давно, про него уже много сказано, считается, что он очень хороший и что исполнение Анастасии гениально. Ну, и пусть будет так.
9. Последний номер. Под современные восточные мелодии он начинается в большой золотой клетке, которая в конце номера по мановению Настиной руки ломается. Темповой номер, мне кажется, он по темпераменту больше всего подходит Насте, она может «зажигать», быть очень стремительной. Но в тот вечер было видно, что Волочкова уже устала и танцевала на последнем издыхании. Но, несмотря на это, «Золотая клетка» мне понравилась.
Что еще хорошего было в тот вечер?
Бесплатные программки, разложенные на столиках в фойе.
Танец виллис, делающих перекидки, кувырки и колеса. Все это акробатическое добро очень свежо смотрится в шопеновских пачках.
Взлет Волочковой в конце программы тоже выглядел оригинально.
Голос Анастасии и то, как она читала стихи.
Чего хотелось бы?
Настоящих эстрадных номеров, удивительных, поражающих, профессионально поставленных, с хорошо выстроенной драматургией. А то чаще всего в представленных танцах, как выразился бы мой учитель по искусству балетмейстера профессор Е.Я. Чанга, «сюжет был недоразвит».
Хочется увидеть Волочкову в каком-то новом образе, не в блестках и каменьях актрисы, старательно поддерживающей имидж балерины «императорских театров». Посмотреть бы, как она станцует драматический образ, может быть, комический, или что-то еще оригинальное...
Чего не хочется?
За один только вечер я объелась этими батманами до отвала. Батманы ведь не самоцель, и где-то надо все же меру знать.
В общем, когда шла, волновалась: вдруг да увижу чудо? И увидела: балерину, влюбленную в свое дело, пытающуюся влюбить в это искусство всех. В наше время мюзиклов и шоу что остается еще делать Анастасии Волочковой, как не заставлять народ смотреть балет. Поэтому глубокий поклон ей за этот непростой труд. Хороших бы балетмейстеров ей, которые помогли бы танцовщице открыться по-новому и вновь поразить нас, зрителей. И личное пожелание: поменьше политики (ведь даже в тот вечер не обошлось-таки без манифестов) и реже говорить слова «мое творчество». Это, по-моему, не обязательно для Анастасии Волочковой. Тут все и без слов ясно.
Галина НИКОНОВА
Просмотров 6912