С 28 июня по 11 июля 2014 года в Петербурге проходил XVI фестиваль современного танца Open Look 2014, в котором приняли участие лучшие танцоры и танцевальные коллективы России и зарубежья. Open Look действительно для тех, кто хочет поднять градус ощущений. Новое искусство, яркая инициатива, высокая степень внутренней свободы и современные танцевально-театральные постановки.

Мастер-класс Gil Harush (Israel), Техника contemporary, Перформанс через партнеринг
Некогда философ Михаил Ямпольский назвал одну свою работу (прекрасную, кстати) — "Истина тела". Не подберу лучших слов, чтобы озаглавить рассказ про то, что довелось увидеть на XVI международном фестивале современного танца Open Look.

Израильская танцевальная компания "Idan Sharabi and Dancers", спектакль "Мы мужчины"
В Израиле, как известно, contemporary dance процветает. И деятели его не первый год сотрудничают с оупенлуковцами. Нынче от Земли обетованной в программе представительствовала труппа Idan Sharabi & Dancers. Идан Шараби — танцовщик и хореограф, он взял в компанию двух коллег, чтобы показать в Петербурге мировую премьеру опуса We Men. Разумеется, ей, как надлежит в совриске, предпослан многозначительный синопсис — там речь про то, в частности, что "большинство людей сегодня не чувствуют себя дома… творчество является возможностью найти общий дом" и т. д. Слова словами, однако на сцене (Новой сцене Александринского театра, где нынче обрел дом не только We Men, но и весь фестиваль) трое мужчин предстали не словом, а телом. Тела исключительные! Профессиональный уровень — высочайший: абсолютное владение пластическим аппаратом как инструментом. Что же за музыку сыграли на этих превосходных инструментах? Увы, всякую ерунду. Под безвкусное попурри из Шопена, Джони Митчелл и электроники танцовщики вступали в какие–то маловразумительные отношения — то парные, то на троих, непонятно зачем меняли костюмы, норовили снять с себя и друг с друга штаны (вызывая тем немалое оживление зала) — в общем, "Мы мужчины" не стали исключением из правила, согласно которому в contemporary девять сочинений из десяти — графомания.
Команда из Екатеринбурга "Окоем" подтвердила другую старую истину: когда молодые люди ходят в танцевальный (или, там, авиамодельный) кружок — это по–любому лучше, чем если б они упражнялись в чем–нибудь асоциальном. Спектаклю Александра Гурвича "Растворяясь, растворяясь" тоже, само собой, предпослано рассуждение насчет того, как "от перепоста к перепосту происходит перепост ощущений, настроений, чувств и надежд". А вот истина тел оказалась не столь глубока, чтобы сделать движенческую рефлексию окоемовцев достойной показа публике. Впрочем, ведь современный танец — секта, где свои смотрят на своих.

Зато петербургская хип–хоп–команда TOP–9 — истина тела в последней инстанции. Они чего только не победители и не лауреаты (в том числе самого престижного мирового соревнования Battle of the Year в Брауншвейге в 2008–м, то есть — чемпионы мира), и спектакль хореографа Анны Закусовой "О2" (имеется в виду кислород) этот их статус вполне засвидетельствовал. Тут тоже прилагались разъясняющие слова, но они совершенно ни к чему: появляется шестерка брейкеров — и отменяет наши знания о физических возможностях человека. Планшет разделили на несколько площадок, поднятых на разную высоту, на них по очереди разыгрывается агон — состязание (некогда этим греческим словом Баланчин назвал балет на музыку Стравинского). Здесь музыка — как положено, техно, под него ребята выделывают свои то забойные, то вдруг меланхолические соло и дуэты. К мужской компании TOP–9 присоединились сама Закусова и еще одна девушка, и это дало повод разыграть занятные и забавные сценки: например, юноша обнаруживает неожиданное присутствие в мире женской особи — она вызывает опаску, но она и притягательна…

Постановка от TОР-9 и Анны Закусовой "O2"
Извергаемый танцовщиками раскаленный драйв, их завораживающая и покоряющая энергия, уж не говоря о сверхмастерстве, — лучший ответ тем, кто утверждает, будто современное искусство работает с идеями и концепциями, а потому уметь ничего не надо.

Автор: Дмитрий Циликин
Просмотров 3326