На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 3346; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
25/06Новый танец или новый театр?

А, может, он сперва станцует, а потом подумает? Если, конечно, ему это под силу. (с) С.Беккет. В ожидании Годо


Некоторые мысли, которые "вращались" в моем теле и уме в последние два-три года, вероятно, трансформируются в нечто другое в самое ближайшее время. Но пока они еще здесь. В окружающей нас реальности многие вещи заставляют нас думать, и лишь немногие вещи и мысли заставляют нас танцевать. Но мы все знаем, как определенная мысль может вызывать тошноту или головную боль, а другая мысль вызывает легкость и свободу в теле. В этом есть уже "пра-танец". Мне кажется, именно поэтому древние называли жизнь "сновидением". Зачем куда-то ходить, если все уже здесь? Театр - это такое место, куда человек приходит, чтобы увидеть это "здесь", а может, и проснуться в какой-то момент. Когда наступает такой момент?

В современном танце нет четких границ между собственно танцем и любыми другими действиями, которые можно производить на сцене. Практически, любой человек, имеющий достаточный интерес к наблюдению движений и реакций собственного тела, может стать танцором и раскрыть себя на сцене. Другой вопрос - насколько долго этот интерес продержится. Технический акцент в современном танце смещается от "видения" и воспроизведения движений в сторону "ощущения" и исследования. В каком-то смысле, это возвращение к моменту предшествующему появлению какой бы то ни было формы, когда ум, как бы впервые спустившийся в тело, наблюдает и исследует его возможности. 


Момент, когда можно назвать "танцем" то, что происходит на сцене и в ее окрестностях, зависит от зрителя. Граница, по-видимому, лежит где-то в области восприятия, в том, как настроены органы чувств зрителя и исполнителя, - как только эти области пересекаются, в тот же момент возникает понимание, контакт. Для того чтобы воспринять нечто, не нужны никакие специальные знания, наоборот, готовые оценки и модели могут только помешать восприятию чего-то нового и необычного. Восприятие нового, неизбежно граничит с областью страха и беспокойства. "А зачем все это?"- вопрос, всегда подстерегающий любого исследователя, однако, если восприятие имело место - вопросов не возникает. Надо просто понять: чего мы хотим - созерцать бесконечные "клоны" знаменитых хореографов и танцоров, или еще что-то несовершенное, но живое?

В детстве тело любого человека работает в постоянной обратной связи с осознанием, иначе мы не смогли бы научиться всему тому, что умеем делать: ходить, говорить, бегать, прыгать, т.е. получать удовольствие от жизни. В каком-то смысле, это была постоянная импровизация. Научившись всему этому, мы перестали осознавать, и наш мозг получил возможность заняться более важными вещами. Взрослый человек редко использует свое сознание для наблюдения того, как функционирует его тело. Он может использовать его, чтобы заставить тело выполнять те или иные действия и движения, а потом позволить своим ощущениям слиться с ними, или просто подавить возникающие нежелательные ощущения. Но двигаться, исходя из собственных ощущений - на это есть множество табу. Весьма вероятно, что различные соматические расстройства являются, своего рода, "местью" тела за подобное невнимание к себе.

Движения в современном танце часто привязаны непосредственно к физической реальности момента, к тому, как использовать конструкцию тела и мышечное усилие, неким новым и неожиданным способом. Такое движение опережает появление смысла и образа в сознании. Эмоции становятся энергетическим "следствием" движения, вроде того, как если вы достаточно долго трясете бутылку с пенящейся жидкостью, из нее вылетает пробка.

Осознание работы тела на уровне рефлексов требует концентрации внимания и, в тоже время, состояния "покоя" в движении. Можно привести аналогию с восточными боевыми искусствами, где ум, "растворенный" в теле и пребывающий в состоянии спокойствия во время поединка, является, просто залогом выживания. В критической ситуации мы сталкиваемся с тем, что должны доверять нашей "физической" разумности. То, как мы используем наши ощущения и рефлексы может являться частью культуры. В Нью-Йорке на строительстве небоскребов работали в основном индейцы, поскольку, они чувствовали себя совершенно уверенно на громадной высоте. Сами индейцы говорят: "Индеец идет по земле, а белый человек идет на ногах". Разница в том где "ощущение-знание" встречает поверхность опоры.

В повседневной ситуации примером может служить состояние мастера-ремесленника, выполняющего тонкую работу. Здесь на лицо глубокая связь: "ощущение-знание", в отличие от "знания-ощущения" в случае дилетанта. Они похожи, но между ними - годы практики. Излишняя "драматизация" может привести к невозможности выполнить работу. Ключевые образы в сознании мастера, как правило, точны и "телесны", он мало отвлекается на выбор нужного приема, для него важнее донести миру сообщение. Его усилие спокойно и "правильно". Это требует особого рода дисциплины и равнозначно созданию собственного, полноценного языка. Для этого не достаточно умения повторять чьи-то движения и приемы, необходимо открыть их источник в себе. Одной экспрессией и динамикой тут тоже не обойтись, это часто приводит к тому, что мы пытаемся манипулировать ощущениями окружающих, вместо того чтобы ощущать себя. Одним из последних заветов Е. Гротовского было: "Мы должны играть на сцене, меньше чем в жизни". Возможно, это было сказано потому, что, из-за нашего желания "играть" нашу жизнь, мы уже не слышим себя. Мы оцениваем себя.

Оценки, во многом, порождены культурой. Что-то культура выбрала, что-то отбросила или забыла. Изначально, наше тело и его системы были настроены в глубокой гармонии с планетарными условиями и, лишь во вторую очередь, подвергались культурным влияниям. Ребенок рождается с большим потенциалом развития, впоследствии в рамках одной культуры часть потенциала остается невостребованной. Наша культура, например, отбросила многие области связанные с "телесным" знанием, а в восточных культурах они сохранились и являются частью традиции. Вопрос: нужна ли нам вся эта информация?

Телесность, на некотором глубоком уровне, предоставляет нам доступ к этой информации. В современном танце, налицо, попытка использовать этот доступ: совмещение форм физического поведения и образов, взятых из совершенно разных источников, давно стало общим местом. Сделать это на серьезном уровне сложно, поэтому, как правило, возникает комическая ситуация. Заниматься танцем и не иметь чувства юмора стало просто неприличным, тем более что это привлекает легкого зрителя. Юмор является хорошим сигналом - это показывает, что сознание включилось в процесс самонаблюдения, однако, если мотивация поведения не лежит на достаточно глубоком телесном уровне, происходящее напоминает плохой драматический театр или упражнения по актерскому мастерству из серии "наблюдение животных". Часто после таких спектаклей возникает чувство: "Все было здорово, но со мной ничего не произошло". В принципе, современный танцор должен быть достаточно хорошим актером. "Метод физических действий" Станиславского тоже можно рассматривать как метод, позволяющий нащупать доступ к индивидуальной телесной информации. Все же, актер больше занят "душевными" движениями, а танцор - реальными, физическими. Так или иначе, многие душевные и физические движения, которые раньше просто не допускались на сцену, нашли свое место в новом театре.

Большую роль в этом процессе сыграло, на мой взгляд, появление "театра абсурда". Он впервые попробовал рассказывать истории совершенно новым языком, и язык этот был очень телесным. Текст, как бы порождался определенными ощущениями в теле. Ощущения локализуются в определенных зонах тела или привязаны к определенным физическим действиям, и эти зоны и движения получают свои "голоса". Они становятся персонажами. Здесь появилась возможность выйти за пределы обычной драматической линии и коснуться временного и телесного континуума. Танец тоже менялся. Внимание стало двигаться внутри тела, "сканируя" его в поисках новых "голосов" движения. Темы С. Беккета: телесность и одиночество, - продолжаются в новом танце, когда мы становимся свидетелями подлинного "человеческого приключения", разворачивающегося в реальном времени, при отсутствии внешней литературной надстройки. Тело и жест переживаются как иероглиф, принадлежащий языку некой внутренней "страны" каждого отдельного танцора-перформера. Это все более приближается к "эгоцентризму" кино и видео, где, чем оригинальней и неожиданней сценарий, тем лучше. Хорошо ли это с точки зрения классического подхода или нет?

Для театра и танца очень важно: каково наше "отношение" к телу. В России все, что связано с телесностью, представляется второстепенным вопросом. Есть вопросы поважнее: "что делать?", например. Вообще, традиционно, то, что связано с внутренним "образом", больше имеет отношение к понятию "вечное", а связанное с "телесным" - к понятию "временное". На уровне обыденного языка мы сразу же сталкиваемся с противоположностью. Мы можем говорить о ней с точки зрения конфликта или с точки зрения гармонии: в любом случае ситуация, в целом, ускользает. Это напоминает ситуацию с "принципом дополнительности" в физике, когда для описания одного явления нам необходимы, как минимум, две теории: волна и частица. Наше сознание устроено так, что физический смысл этих теорий представляется в языке как противоположный. Мы нуждаемся в двух точках зрения на любой процесс, чтобы понять картину. Обе они правильные, хотя это звучит как-то неприятно.

"Сознание и тело", является неким единым источником вопросов в новом театре. И здесь важны именно конкретные, индивидуальные вопросы каждого танцора и хореографа. Скажем, в развитии "контактной импровизации", на мой взгляд, важно было не то что это импровизированное движение, а то, как используется связь: образ-тело, "классические" вопросы С. Пэкстона: что будет происходить с телами двух партнеров, когда их внимание сосредоточено на постоянно меняющихся условиях силы тяжести и опоры? Формы не было - именно это исследование породило такое количество новых форм в хореографии, а не наоборот. Тот или иной подход в новом танце и театре, мне кажется оправданным тогда, когда энергия познания в движении и внутренняя "алхимия" тела "работает" для зрителей и исполнителей.

Время манифестов прошло, манифесты Арто, Тцара, как и манифест коммунистической партии, заняли место на книжных полках. Но в новом театре все только начинается, сейчас идеи прошлого века начинают реально действовать на сцене. Появилась свобода соединения противоположных аспектов театра, когда он одновременно является "церемонией, повторением и молниеносной драмой, которая каждый вечер уникальна".

Биографическая справка: Андрей Андрианов. Родился 7 октября 1959 года. Образование высшее (прикладная математика). Танцем начал заниматься в 1978 году в студии московского "Театра Пластической Драмы" Гедрюса Мацкявичуса. Позднее продолжил свое пластическое и танцевальное образование в театре-студии Валерия Мартынова. Изучал танец-модерн, пантомиму, восточные боевые искусства, актерское мастерство. С 1993 начал выступать в Европе. Там же продолжал посещать мастер-классы и воркшопы, изучал новые техники танца: контактную импровизацию, Body Mind Centering, релиз-технику, композицию, импровизацию у таких преподавателей как: Натанья ден Буфт, Кирсти Симсон, Анзу Фурукава, Эндрю Харвуд, Ка Растлер, Дэни Лепкофф и др. Сам был одним из первых преподавателей контактной импровизации в России. С 2001 по 2006 проходил обучение в школе "До танца" под руководством Мина Танаки, дважды был на стажировке в Японии на "Body-Weather Farm".


Автор: Андрей Андрианов
Источник: Тотем


Просмотров 2881




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео