Тренер, профессионал, член Президиума Русского Танцевального Союза, член и Национальный директор в России Совета Директоров Международной Федерации бальных танцев, лауреат Всесоюзных Всероссийских Международных конкурсов, полуфиналист чемпионатов мира и Европы, двукратный обладатель Гран-При России, финалист открытых чемпионатов Норвегии, Италии, Голландии, Канады. Закончил танцевать в 1996 году. К этому времени танцевал 27 лет.
- Почему бальные танцы находятся в разряде спортивных? Что в них спортивного было 20 лет назад, что спортивного сейчас?
- В начале 70-х проводились специальные научно-медицинские исследования, результаты которых доказали всем, что по физическим нагрузкам, которые танцоры испытывают в танце, этот вид может быть соотнесен со спортивным. 3 минуты венского вальса приравнивались к бегу спортсмена на 200 метров, с полной выкладкой. Можно сравнить: спортсмен пробегает стометровку один-два раза за соревнование, а на большом турнире танцоры могут выходить на паркет по правилам до тридцати раз в течение дня. Помножьте эти 30 раз на полторы-две минуты танца, получается около часа.
- Можно выделить какую-то группу мышц, которая обеспечивает хорошую подготовку?
- Бальный танец являет собой оптимальную, показательную систему взаимодействия всех групп мышц. Как при ходьбе и беге трусцой - если ваши руки непосредственно и не участвуют в беге, они все равно работают и помогают остальным частям организма и тела. В танцах мы сохраняем позицию, взаимодействуя через контактные точки и зоны. Танцоры и специалисты выделяют главные части тела с точки зрения образования движения - спина, например. Если спина сбалансирована правильно, все остальное будет сбалансировано.
- Одной из составляющих в танце является артистизм. Можно ли сказать, что этот критерий стоит наравне с физической подготовкой?
- Не можно, а нужно. Может быть даже артистизм важнее. Все зависит от того, на каком уровне мы находимся. Когда человек учится ходить, родители радуются его первому шагу, через два месяца это перестает быть достижением, и важным становится, чтобы он прошел от одного до другого угла комнаты. Эти вещи должны быть достойны и равны друг другу.
- Представим себе такую ситуацию: человек, который обладает колоссальными артистическими данными может быть не так хорошо подкован, как танцор-спортсмен. Будет ли он выигрывать с точки зрения судей и зрительного зала по сравнению с другими парами, у которых все это находится в равновесии?
- Показательным будет пройти по нашему учебному процессу. Танцевальные планки, которые существуют до сих пор в танцах - классы от E, D, C, B, до международного и предполагают собой, что классы E, D и С считаются учебными прежде всего с точки зрения техники, т.е. в этих классах задача танцора - постичь технические основы движения. В-класс - первый класс свободной хореографии, где танцорам разрешается танцевать не только так и не только то, что написано в книге, а начинать из этого что-то творить. Абсолютной свободы все равно нет, потому что само название стандартных танцев предполагает собой наличие определенного стандарта, исполнение по стандарту определенно описанным способом - только под такими углами, при такой работе стопы, в таких направлениях, в этом месте подъем, в этом снижение, на такую-то степень поворот.
- Что лучше для танца: когда партнеры с самого первого дня на паркете вместе или когда они выросли порознь, достигли каких-то технических высот и уже тогда составили полноценную пару?
- В конце концов в танцах так и происходит. Проблема потери партнера - серьезная проблема, ужасно болезненная, обычно связанная со страшными переживаниями. Хочу воспользоваться возможностью и подсказать, что смена партнера ни в коем случае не есть трагедия. Это специфика любого парного или командного состязания. Нет идеальной формулы, но в конечном итоге чаще всего происходит именно так: чем выше поднимается уровень танцоров, тем больше притягиваются достойные друг друга.
- Что Вы можете сказать мамам, которые хотят отдать своих детей в бальные танцы?
- В России этот жанр достаточно молод, моложе, чем в других странах. У нас этот возрастной старт занятий танцами очень сильно смещен к детству. На западе все наоборот. Там начинают танцевать значительно позже, лет с 14-15, а зрелости добиваются годам к 22-23 за счет высокого и качественного уровня преподавания. Если вопрос в том - отдавать или не отдавать детей танцевать - конечно, отдавайте! Другое дело, во сколько лет. Я считаю оптимальным возраст 7-8 лет. Не поздно отдать и в 9-11.
- Каким видом спорта было бы наиболее полезно заниматься ребенку до 11 лет, если он собирается дальше посвятить себя бальным танцам?
- Хорошо бы поставить вопрос наоборот. Абсолютно точно, что занятия танцами помогут заниматься потом любым видом спорта. Кстати, танцоры очень легко учатся водить машину. Все, что связано с координацией, не вызывает у танцоров проблем. Относительно обратного - любые виды спорта, которые развивают не отдельные группы мышц, а укрепляют и улучшают их взаимосвязь. Любые игровые, подвижные виды спорта - теннис, волейбол, баскетбол.
- Вы сейчас занимаетесь тренерской работой. Каких ошибок вы бы посоветовали избежать другим педагогам, тренирующим детей или людей более зрелого возраста?
- Преподавание детям и преподавание взрослым - это две совершенно разные вещи. Существуют науки психология, педагогическая психология, которые учитывают уровень ученика: кто перед тобой. Тем, кто работает с детьми, я хочу сказать: не забывайте, что вашей целью должно быть не просто настрогать чемпионов, сделав в конце концов одного, но сломав два десятка других судеб. Помните, что для них вы - прежде всего, учитель, который просто преподает предмет под названием "бальные танцы". При работе со взрослыми другой подход. Для них смысл и цель данных занятий прежде всего в расслаблении, снятии стрессов. Танец начинает выполнять социальную роль, дает возможность решать проблемы.
- Что должен понять и решить человек, прежде чем выйдет на паркет вступит впервые в репетиционный зал?
- Понять, зачем вы сюда пришли. У меня есть формула успеха, которую знают все мои ученики: и в жизни, и в танцах важны три вещи - знать что, знать как и добиваться.
- Какую роль в этом процессе играет доверие к тренеру, с которым ты работаешь? Можно ли сказать, что безоговорочное доверие к тренеру есть одно из слагаемых твоего будущего успеха?
- У меня есть такое выражение: "Не сотвори себе кумира, стань им". Есть другое выражение, которое поможет понять этот смысл первого лучше: "Ни одну идею, даже самую гениальную, не доводи до абсурда". Ей нужно найти ее место в общей гармонии твоего мировоззрения. Без доверия, безусловно, нельзя, но тот же тренер должен понимать, насколько его личностные характеристики будут полезны для ученика. Если он хороший тренер - ученик обязательно будет расти. Очень часто возникает момент, когда ученик приближается к тренеру и даже догоняет его. Это скользкая и опасная черта, на которой тренер должен понять, что он дал ученику все, что мог, что может быть настало время передать его учителям повыше. Но часто случается, что тренер начинает приспосабливать скорость роста танцора к скорости собственного роста, забывая, что ученик молод и растет быстрее. Вот здесь эта безумная вера в тренера может подвести ученика.
Элина ТЕРЕХИНА
Просмотров 7617