26/12Гран-па для хореографа
Над Екатеринбургом давно сгустился вечер, наутро ему улетать за рубеж, но для общения с журналистом художественный руководитель балета Академического театра оперы и балета Вячеслав Самодуров выделил достаточно времени.

(фото: Екатерина ФОМИНЫХ)
Первый вопрос к звездному собеседнику родился сам собой. Хозяин балета — Что за работа вас там ждет? — Уезжаю на постановку «Ромео и Джульетты» в Королевском балете Фландрии. Премьера 13 февраля, так что времени немного. Тем более, я использую почти всю партитуру Сергея Прокофьева, два с половиной часа музыки. «Ромео и Джульетта» — один из самых масштабных классических спектаклей, созданных в XX веке. На эту музыку высказались почти все известные хореографы, но я хочу предложить собственное видение темы. Так что ответственность громадная. — Позади два сезона работы в Екатеринбурге. Что из задуманного удалось? В первый сезон вы знакомились с труппой, а под конец порадовали премьерой балета «Amore Buffo» с музыкой Доницетти. Чувствуется, что в балетной труппе появился хозяин… — Для меня важен театр, который создает новую продукцию. В России много трупп с большим, но традиционным репертуаром, отличными исполнительскими работами. Но, согласитесь, есть разница между переносом спектаклей (повторением уже известной хореографии) и созданием принципиально нового, требующего гораздо больше не только времени, но и физических, эмоциональных, интеллектуальных сил. Я убедился, что екатеринбургская труппа готова к такой работе. На индивидуальность ее артистов могу опереться и, в свою очередь, помочь им раскрыться. — Как процесс сотворчества влияет на вас как на хореографа? — Если раньше в моей голове хореография рождалась абстрактно, сейчас чувствую, как все сильнее на меня влияют люди, с которыми работаю. Труппы, возглавляемые руководителями-хореографами, обычно более динамичны по своему творческому развитию, и в этом их преимущество. Во всяком случае, за прошлый сезон мы сделали четыре новых балета, и в этом, думаю, стали лидерами среди российских театров. Три из этих балетов — мои постановки: «H2O», «Cantus Arcticus» и «Вариации Сальери». Нас второй год подряд выдвигают на «Золотую маску» — это награда не только постановщикам, но и всей труппе за самоотверженную работу. Для меня очень важно, что театр превращается в лабораторию, где создаются произведения искусства. Это звучит несколько патетически, но справедливо.

(фото: http://www.uralweb.ru)
Платформа для творчества — Почему? — Большую роль играют наши хореографические мастерские — так называемая «Dance-платформа», которая нынче прошла уже во второй раз. Мы даем возможность попробовать свои силы молодым, в том числе и российским, хореографам, предоставляя для этого театральную площадку и наших артистов. Им тоже интересно встретиться с хореографами со стороны, тем более молодыми. Наконец, радует разнообразие стилей, которые мы смогли охватить за сезон. Пусть у нас не было балетов радикальных, того, что называется contemporary dance (это еще впереди), стилистический диапазон, которым владеют артисты, расширился. При этом мы остаемся в рамках классики. Все до единого спектакли, идущие на нашей сцене (и переносы, и новые постановки), подпадают под понятие «классический балет» (классика, неоклассика и так далее). — Но есть и эксперименты… — Рискнули сделать за сезон две так называемые «тройчатки» — два вечера из трех одноактных балетов. Вечера одноактных балетов в Екатеринбурге были и прежде, но, наверное, не того калибра концептуальности. Да и в основном это были балеты сюжетные. Мы решили не рубить сплеча и не пугать публику «новым искусством», а предложили то, что можно назвать «чистым искусством». Чтобы понять язык сегодняшнего дня, надо знать то, что было вчера. В этих проектах я старался показать зрителям линию преемственности, сегодняшние поиски как прямое наследие великих балетов Мариуса Петипа и Августа Бурнонвиля. Так происходит не только в балете. Гениальные художники-импрессионисты тоже не возникли на пустом месте — как и любой другой виток развития искусства. — А ощущается «новый виток» в мировом балете? — Трудно сказать. Сейчас в «Нью-Йорк таймс» и других газетах появляется много статей, где говорится о кризисе идей в балете. О том, что достаточно длинная эпоха модернизма почти исчерпала себя, что мало хореографов, берущих за основу именно классику и танец на пальцах. Что делать в подобных условиях артистам классического балета, если для них не создается репертуар? — Идея «Dance-платформы» обретает особую актуальность — вы ведь и сами как хореограф начинали со смотра работ молодых? — В лондонском «Ковент-Гарден», где я танцевал более семи лет, программы показа новых работ молодых хореографов — это система, традиция, существующая, кстати, в большинстве зарубежных трупп. Но те программы, по сравнению с нашей, более закрытые, действующие лишь для артистов своего театра. Проходят они в два этапа. На первом любой из артистов в свободное время может поставить номер и показать его в репетиционном зале. Второй этап — просмотр работ на малой сцене, так называемые «Первые зарисовки». Тут уже выделяется бюджет, платятся гонорары, приглашаются публика, критики. Продолжительность номеров — от 5 до 15 минут. Всем премьерам пример — Поделитесь своим постановочным опытом. — У меня все получилось спонтанно. Позвонил известный хореограф Алексей Ратманский и предложил поставить работу для хореографических мастерских Большого театра. Я удивился, но согласился, поскольку было интересно попробовать. И я поехал в Москву, где работал с Екатериной Крысановой и Андреем Меркурьевым. Дуэт увидела директор Королевского балета Моника Мэйсон. Ей понравилось, и она попросила меня поставить номер для программы, о которой я говорил. Там, в Лондоне, я сделал несколько работ, последняя из которых — «Trip Trac». На нее были очень хорошие рецензии. В 2010 году, уже заканчивая работу в «Ковент-Гарден», я поставил «Минорную сонату» на музыку Доменико Скарлатти для Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Спектакль номинировали на «Золотую маску». С 2011 года я у вас. — Насколько успешно в смотре молодых участвуют екатеринбургские постановщики? — В этом году будет ставить одноактный балет Константин Кейхель, которого мы узнали на «Dance-платформе». Растет на глазах артист нашей труппы Александр Сипатов, тоже прошедший через школу нашей «мастерской». Сейчас он поступил в петербургскую Академию балета и учится заочно на хореографа. Вселяет оптимизм, что количество заявок на участие в «Dance-платформе» увеличивается, она становится популярной. — Как бы вы сформулировали свою основную стратегическую задачу? — Сделать театр, отличающийся от других, имеющий собственное творческое лицо. Чтобы на нашей сцене шли спектакли и редакции классических балетов, которые нельзя бы было увидеть на сценах других городов. Я глубоко благодарен за поддержку и грандиозную помощь замечательным педагогам-репетиторам нашей труппы. Ощущаю и дружеское плечо благотворительного фонда «Евразия балет», без которого нам было бы трудно. Тем более, в этом году труппа пополнилась перспективными молодыми артистами. Есть у нас и опытные танцовщики, на работу которых молодежь смотрит и учится. Пополнение пришло из разных училищ — Пермь, Новосибирск, Казань… Приехали трое выпускников Вагановской академии из Санкт-Петербурга, и в этом я вижу добрый знак — укрепление имиджа нашей труппы. Вагановская академия — это марка и гарантия качества. — А как дела у Ларисы Люшиной и Андрея Сорокина — участников проекта «Большой балет» телеканала «Культура»? — К ним, совсем молодым исполнителям, тогда было немало претензий. Но с тех пор прошло более года, и я могу смело сказать, что их профессиональное мастерство на глазах крепнет, они превращаются в настоящих артистов. Среди талантливых молодых танцовщиков — Илья Бородулин, Никита Москалец, Кирилл Попов, Елена Воробьева, Елена Кабанова и другие, которые стали лицом сегодняшнего театра. А что до премьер, то ближайшая — обновленный «Щелкунчик». В конце сезона я буду делать большой вечер балета, объединенный единой идеей. Какой — пока умолчу. Секрет. Скажу только, что это будет не сюжетный балет, но и не вечер одноактных балетов. СПРАВКА Вячеслав Самодуров родился в Ленинграде в 1974 году. В 1992 году окончил Академию русского балета им. А. Я. Вагановой и был принят в Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский). В 1998 году возведен в ранг премьера. С 2000 г. — премьер Национального балета Нидерландов. С 2003 г. — премьер Королевского балета «Ковент-Гарден», Лондон. С 2011 г. — художественный руководитель балета в театре оперы и балета в Екатеринбурге.
Автор: Юлия МАТАФОНОВА
Просмотров 4511
Последние новости
| |
|
|
|
Новости ПолянаАртФест С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.
Конференции, мастер-классы ...Урал Опера Балет В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.
Сказки Перро"ПолянаАртФест Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.
Старт приема заявокМулен Руж Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела.
Скончалась балетмейстер Джанет ФараонАртисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь" Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.
И это прекрасно! Балетный спектакль "Две Анны" В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.
БДТ, Санкт-ПетербургЭдиповы па Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.
"Лебединое озеро" Патриса БартаTURAN-IAF приглашает! IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.
02 мая - 07 мая 2025 годаOne Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024 И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.
|
|
|
|
|
|
Публикации Иклюзивные балы в России Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.
К новым высотамТворец должен быть недоволен собой Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...
Владимир Васильев встретил свое 85-летие Тамара Карсавина Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.
Таточка стала действительно одной из насПро шоу Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.
Состовляющие шоуПриморье переживает массовое увлечение балетом - Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.
Почему в Приморье?Что такое классический русский балет? Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позднейшие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы разглядеть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть
8 вещей, которые важно знатьТанцы Африки: ритм и истоки При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.
Стили танца АфрикиБалетмейстер и хореограф: в чем разница? В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.
Две стороны одной медалиВедение социальных сетей - одно из самых важных правил В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?
|
|
|
|