После смерти Дягилева, один из французских критиков предположил, что русский балет никогда не оживёт, и ошибся... Это был не просто балет, эта была великая культура в изгнании.
«Шопениана», в оркестровке Витторио Риети (Vittorio Rieti) и со сценографией князя Александра Константиновича Шервашидзе и костюмами Александра Бенуа. Нана Гольнер, Мишель Панайефф, Анна Волкова, Татьяна Рябушинская.
Балетное общество привлекало талантливых людей: композиторов, балетмейстеров, писателей и художников; среди которых Пабло Пикассо и Анри Матисс, Александр Бенуа, Жорж Руо, Георгий Баланчивадзе, Леонид Мясин, Дэвид Лишин, Бронислава Нижинская, Михаил Фокин, Серж Лифарь.
Попробуем с Вами заглянуть в тот яркий период и зафиксировать путь русских артистов. Это был впечатляющий гастрольный тур по многим странам, оставивший заметный след в истории балета.
В 1929 году Русский балет Дягилева давал спектакли в Монте-Карло и Париже, в июне и июле труппа выступала в Ковент-Гардене, а затем в Венеции. Верил ли Дягилев в предсказания или нет, но пророчество "смерти на воде" сбылось, здоровье блистательного импресарио внезапно ухудшилось, у него случился удар, и 19 августа 1929 года 57-летний Дягилев скончался.
Сначала артисты труппы влились в антрепризу князя Алексея Церетелли, создателя знаменитой «Новой оперы» в России, а в иммиграции «Русской оперы» в Париже. Труппа уже гастролировала по странам Латинской Америки, и на этот раз компаньоном и администратором стал полковник-эмигрант Василий Григорьевич Воскресенский (Colonel Wassily de Basil).
Прима-балерина Нана Гольнер и Коронель де Базель беседуют во время репетиции, Буэнос-Айрес, 1947.
Василий Григорьевич Воскресенский в период Первой Мировой войны участвовал в знаменитом Персидском походе кавалерийского корпуса под командованием генерала Баратова и был командиром конного партизанского отряда. На заключительном отрезке войны в 1918–1919 годах, при защите Закавказья от турецкого наступления, и в борьбе против большевиков, при выходе русских войск из Персии, полковник Воскресенский был назначен Главноуполномоченным по военно-морским делам и руководил Каспийской флотилией.Поражение Белого движения на Юге России и эвакуация за границу ставят его, как и сотни тысяч бывших воинов, в чрезвычайно тяжелое положение. И он меняет имя, на смену полковнику Воскресенскому приходит Colonel (Полковник) Wassily de Basil. Первая труппа «Ballets Russes dir.W. de Basil» выступала с 1921 по 1925 годы, затем, в 1925 году он с князем А.Церетели создал знаменитый «Цербазон».
К участию в антрепризе князя Алексея Церетелли удалось привлечь также Шаляпина. Во время гастролей «Русской Оперы в Париже» в 1930-1931 гг. в театре Монте-Карло он и договорился с Рене Блюмом (René Blum) о создании труппы «Ballets Russes de Monte Carlo - Русский балет Монте-Карло». В 1932 году артисты труппы выступали в Театре Монте-Карло, поэтому балет так и назывался - «Ballets Russes de Monte Carlo», и под этим названием уже гастролировал по Бельгии и Голландии, в 1933 году название слегка поменялось на «Monte Carlo Ballets Russes» и таким было до 1936 года.
На следующий год выступления проходили уже в Канаде, а весной во Флоренции, с 1937 года все уже знали имя «Colonel Wassily de Basil's Ballets Russes», в 1938 году название поменялось на «Covent Garden Ballets Russes», потому как спектакли проходили на сцене Royal Opera House. В 1939 году все оказались в Австралии и Новой Зеландии под именем «Educational Ballets Russes Ltd» и, наконец, с 1940 года, балет узнали как «Original Ballet Russe». В общем, название труппы менялось шесть раз. Еще в 1939 году полковник, договариваясь о гастрольном турне, называет свою труппу «Original Ballet Russe», название, которое переводят на современный русский язык, как «оригинальный», быть может потому, что в репертуаре были действительно уникальные постановки, но мне кажется, можно перевести, как «настоящий», «исконный», «подлинный». Итак, поедем вместе с «Настоящим Русским Балетом» по Латинской Америке, в то время, когда весь мир захлестнет мрачная волна жестокой войны. Ведь для наших героев эта кровавая резня началась раньше, в 1917 году, они странствуют по свету с тех пор, как из Ялты в Константинополь отправился последний корабль с лучшими актёрами кинематографа, артистами театра и балета.
Гастрольный тур по Америке начался в Мексике в январе 1942 года, артисты побывали в Перу, Чили, Панаме, Коста-Рике, Аргентине, Панаме и завершили своё путешествие в Бразилии.
С момента создания, в ноябре 1931 года, и гастролей в Монте-Карло, искусство русских артистов балета увидел весь мир: Европа, Центральная и Латинская Америка, а в январе 1947 года труппа отправилась в Северную Америку, затем в Лондон, где показывала спектакли в Ковент Гардене с 22 июля по 14 сентября, и завершила своё существование под этим названием в октябре 1947 года в Palais de Chaillot.
Тамара Степанова в балете «Yara», Муниципальный Театр Сан Пауло, Бразилия, 1946.
Всего было дано 3 773 спектакля за 14 лет! Рекордным был 1940 год, за который было дано 354 представления.
Сейчас название «Original Ballet Russe» перевели бы модным словом "эксклюзивный", ведь в состав труппы вошли восхитительные артисты:
Тамара Туманова, Татьяна Рябушинская, Ирина Баронова, Татьяна Лескова, Любовь Чернышёва, Савва Андреев, Genevieve Moulin, Yurek Shabelevski, Roy Milton, Marian Ladre, Roy Milton, Олег Тюпин, Beatrice Lynnova, Natalia Conlon, Kenneth Mackenzie, Гриша Александров, Barbara Steele, Nana Gollner, Тамара Григорьева, Вера Зорина, Дэвид Лишин (David Lichine), Павел Петров (Paul Petrov), Dimitri Rostoff (Дмитрий Ростов - Кульчицкий, который остался на несколько лет в Перу);
Тамара Григорьева в роли нимфы.
они и сформировали компанию, в репертуаре которой были яркие и уникальные постановки:
«Фантастическая симфония» Берлиоза, с костюмами Христиана Берарда, премьера которой состоялась Ковент Гардене 24 июля 1936 года; «Франческа де Римини» на музыку Чайковского, в постановке Дэвида Лишина, с костюмами Оливера Мессела, премьера которой прошла в Ковент Гардене 15 июля 1937 года; балет на музыку Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» (The Blue Danube) в оркестровке Roger Desormieres, в постановке Лифаря, с костюмами графа Этьена де Бомона (Count Etienne de Beaumont); и, конечно, постановки, которые остались в репертуаре со времён дягилевской антрепризы: «Шопениана» (Las Silfides) в оркестровке Витторио Риети (Vittorio Rieti) и со сценографией князя Александра Константиновича Шервашидзе и костюмами Александра Бенуа.
Тамара Григорьева, театр Монте-Карло, 12 апреля 1932.
Тамара Григорьева, Дмитрий Ростов, «Паганини», фантастический балет в трёх актах на музыку Рапсодии на тему Паганини (ор 43) Рахманинова, в постановке Фокина.
Татьяна Степанова и Олег Тупин, хореографическая поэма в одном акте «Лебединое озеро», музыка П.И. Чайковского, хореография: Мариус Петипа и Лев Иванофф.
Просмотров 7403