Сразу оговорюсь: под словом 'современного' я не имел в виду непосредственно направление танца, которое именуется словом 'contemporary', а лишь временной отрезок в хореографическом искусстве на рубеже 2-го и 3-его тысячелетий.
Почему возникла необходимость в такой статье? Присутствие на разного рода фестивалях танцевального искусства в качестве члена жюри или простого наблюдателя натолкнуло меня на мысль о непонимании многими руководителями коллективов и балетмейстерами названий и определений некоторых разветвлений и направлений танцевального искусства. Например, во время фестиваля со следующими номинациями: классический (академ.), народный, эстрадный, фолк, модерн и т.д. большая часть времени в подведении итогов среди жюри тратится на обсуждение вопроса - какими критериями руководствоваться, подводя итоги, да и что вообще стоит понимать под критериями.
Бывают фестивали, где вообще нет разделения по номинациям. В лучшем случае в таких ситуациях члены жюри оценивают те направления (чаще всего народный и акад.), в которых сами воспитывались, оставляя без заслуженного внимания довольно интересные выступления, не вписывающиеся, по их мнению, в контекст хореографического искусства.
Прежде чем заняться препарированием, давайте для начала сделаем разделение между терминами 'хореография' и 'танец'.
Хореография (если не делать дословного перевода с греческого), - искусство движения, а движение может быть очень различным. Но когда это движение несет в себе задачу одухотворенного воздействия на воспринимающего его зрителя с целью изменения его душевного существа, - это уже искусство. Хореография не имеет такого подчинения ритму, как танец. Танец подчинен, очень строго подчинен ритмооснове и существует вне человека (опять же, в том облике, в котором он существует сейчас на Земле). Хореография - это изобретение человека земного, но, как это ни парадоксально, хореография это более всеобъемлющее понятие.
Основные направления танцевального искусства: народный, классический (академический), современный, историко-бытовой. Во всех культурологических учебных заведениях нашей страны их очень подробно изучают, кроме, пожалуй, некоторых разделов современного танца. На самом деле не менее интересным, захватывающим и продуктивным является изучение ответвлений и разделов этих крупных течений.
Хореографическое танцевальное искусство мира в этой связи сильно напоминает ситуацию разделения человечества. Есть черная- негроидная раса, белая- европеидная, желтая- азиатская, красная- американская. В процессе эволюции представители этих рас смешиваются и от этих смешений происходят 'гибриды', с одной стороны отличающиеся от своих 'прародителей', но с другой - заключающие в себе особенности и той, и другой рас. Такое примитивное, на первый взгляд, сравнение, точно отражает суть происходящих смешений в танцевальном искусстве.
Возьмем классический танец. Основные критерии - чистота линий, наивысшая степень виртуозности. Кажется, что может быть здесь нового за четыреста с лишним лет, если не считать некоторых различий в ведущих мировых школах, попеременно лидирующего положения мужчины и женщины?
Как бы не так! Один только Баланчин вносит новые штрихи в исполнение традиционных классических движений и входит в Историю танца как создатель нового направления - неоклассика. Но проходит время и это направление становится традиционным и консервативным.
Народный танец. Можно с уверенностью сказать, что это самый распространенный вид танцевального искусства на земном шаре. Именно он подтверждает, как никакой другой вид, известную метафору: 'Жизнь - это танец'. Нет ни одной народности, какой бы мелкой она ни была, которая не имела бы присущей только ей движенческой культуры, имеющей большее значение, чем только бытовое предназначение.
Безусловно, важность этих движенческих культур и для самих народов, и в истории человечества, различна. Танцевальное искусство некоторых стран популярно только в пределах границ страны, а у других завоевало весь мир. Никто не станет отрицать, что вряд ли найдется равнодушный зритель танца 'Фламенко' (национальный танец испанских цыган), русских, молдавских, грузинских, индийских и других народных танцевальных искусств.
Народный танец в нашей стране наиболее популярен во многом благодаря многочисленным ансамблям танца. Включение в репертуар этих ансамблей танцев с исполнением сложнейших трюков, узоров, рисунков, привело к созданию направления, многими балетмейстерами называемого 'продвинутым'народным танцем, который уже довольно сильно отличается от своих истоков. Гораздо меньше коллективов, которые стараются как можно точнее следовать историческим танцевальным этнографическим канонам, существующим в тех видах народного танца, который они исполняют. Но они все-таки есть. И таким образом возникает разновидность народного танца, которую можно назвать этнографическим танцем - 'этносом'. То-есть возникает не танец, естественно, а сам термин.
Народный танец, соединяясь с классическим, отдает ему пальму первенства в характерном жанре.
Теперь попробуем разобрать один из обширных разделов хореографического искусства - современный танец. Обширный не потому, что им занимаются много коллективов, а потому что велико количество его подразделов и количество противоречий и споров вокруг него. Судя по первому слову, 'современный танец' моложе других видов танцевального искусства. Состоит современный танец из нескольких подразделов: бальный танец (в настоящее время стал видом спорта), джаз (самый 'пожилой' подраздел), модерн, contemporary, эстрада и другие более мелкие виды и течения, которые то возникают, то исчезают, и являются разновидностями и видоизменениями джазовых и бальных направлений.
Бальный танец - совершенно самостоятельный вид спортивного искусства. Хочется сказать, что основные задачи этого танца - показать в чистом виде сам танец, когда танцует не только тело, но и взгляд и мимика. Бальный танец образован от смешения нескольких танцевальных течений, одним из которых является джаз.
Джаз у нас в стране больше знают как музыкальное направление, знают исполнителей джазовой музыки, но почти ничего не знают о джазовом танце.
Отличительными особенностями джазового танца являются: полиритмия (свободное разбивание основного ритма на различные подритмы, в пределах одного темпа), изоляция (выделение различных частей тела и движение ими вне зависимости от других); полицентрика (появление других центров вращения), оппозиция (движение одной части тела в противоположном направлении относительно ее оппозиционной части, например, верха относительно низа, правой части корпуса относительно левой и т.п.), мультипликация (разбивание крупного движения на мелкие), политемп (замедление и ускорение крупного движения в пределах постоянной темповой основы).
Кроме того, помимо внешней техники, джаз требует от исполнителя некоторого набора специфических черт характера, таких как легкость, раскованность, жизнерадостность, чувство юмора, умение не показывать свое плохое настроение.
Джаз-танец в его современном виде, конечно, сильно отличается от его первоначальной формы. Он разделился на множество видов и школ, что сделало его популярным во многих уголках планеты. Изначально джаз являлся танцевальной и музыкальной культурой низших слоев черного населения Северной Америки и был частью их жизни. Со временем джаз выходит на широкие подмостки эстрады, но, как это ни странно, до сих пор не очень допускается в серьезные балетные театры на Западе, где он более развит, чем в России. Более распространен этот вид танца в соединении с модерном под названием 'джаз-модерн'. В таком виде он присутствует во многих постановках современных балетмейстеров.
Можно выделить следующие виды джаза: степ, бродвей-джаз, классический джаз, афро-джаз, флэш, стрит, слоу (лирический), фанк, соул.
Объяснять, что такое степ, нет смысла, так как это весьма популярное направление джаза довольно широко известно в России.
Бродвей-джаз. Само название говорит о том, что этот джаз чаще всего можно увидеть на Бродвее. Это и так и не так. Просто именно с подмостков бродвейских театров сошло такое понятие, как 'мюзикл' и возник свой стиль джаза и техника движений (одновременное исполнение вокальной и танцевальной партии). Для виртуозного исполнения танцев в бродвейских постановках использовались танцовщики с классическим образованием. Джаз приобретает черты классической формы. Это слегка уводит в сторону от импровизационно-нарочитой расхлябанности, присущей джаз-танцу изначально, но становится одним из путей его дальнейшего развития в техническом плане.
Афро-джаз - это попытка соединить джаз сегодняшний с его африканским предком. Различие заключается в том, что африканский танец несет в себе большую смысловую (шаманскую) нагрузку и не столь виртуозен, как его нынешняя интерпретация - афро-джаз.
Самое виртуозное и яркое, на мой взгляд, направление в джаз-танце на сегодняшний день - это флэш. Само название - 'вспышка' - говорит о том, что это нечто ослепительное. Глядя на исполнителей этого стиля поражаешься их силовой выносливости и упругости, необычайной внутренней танцевальности, мгновенности переходов танцевальных па, сложности танцевальных трюков. Кажется, все тело подчинено одной задаче - оттанцевать каждую ноту и выбросить на зрителя максимум энергии. В этом флэш схож с бальным танцем, особенно с 'латиной', но наиболее виртуозен и более разнообразен в количестве танцевальных приемов и комбинаций.
Однако более всего джаз в его первоначальном виде выражен в 'стрите'. Уличный джаз претерпел меньше всего изменений. Все современные молодежные направления: брейк, рэп, хаус и бывшие ранее твист, чарльстон, шейк, буги-вуги и многие другие танцы-однодневки - это отпрыски джаза и джазовых соединений с историко-бытовым танцем. Все они относятся к подразделу стрит-джаза. Основные характерные особенности - отсутствие необходимости в классической подготовке, умение подать бытовые движения танцевально. Хотя ничто не стоит на месте, идет постоянное обогащение новыми танцевальными приемами и смешение с другими стилями.
Еще одно относительно молодое на сегодняшний день направление - 'соул'. Это название известно среди вокалистов и в танцевальной его части отличается большим количеством различных движений на единицу темпа, выполняемых очень мягко без видимого напряжения. Движение при всей сложности выполняются с максимальным растягиванием их во времени. С одной стороны максимальное количество движений на единицу темпа, с другой - замедление их исполнения за счет минимума напряжения и созданий видимого отсутствия сложности. Этот стиль в соединении со стилем 'флэш' и при наличии хорошей классической подготовки (со знанием всех джазовых отличий) дает необычайно красивую и гармоничную хореографию.
Не исключено, что где-то в недрах ведущих школ джаза зреют еще какие-то новые направления.
Теперь рассмотрим, какие же сочетания дает соединение джаз-танца с другими основными направлениями хореографического искусства. На мой взгляд только два сочетания имеют достаточно возможностей развиться в самостоятельные направления танца. Соединение с народным танцем - 'фолк', и с модерном - 'джаз-модерн'. Соединение с классикой не привело к созданию каких-либо серьезных танцевальных направлений.
Фолк дал много новых возможностей, рисунков, сочетаний и комбинаций. Хореографы, не закованные в каноны народно-сценического танца, получили возможность выразить себя по-новому, видоизменяя народные комбинации, вводя в них дополнительные джаз-штрихи.
Фолк по сути своей и форме очень красивый и необычный, самостоятельно развивающийся вид танца. В нем еще очень мало своих школ, и находятся они в довольно зачаточном состоянии, но за этим танцевальным направлением - большое будущее.
Теперь о бедном модерне замолвлю я слово: Почему 'о бедном'? Ни одно танцевальное направление в России не вызывает такого количества противоречий и такого глубокого непонимания, как модерн. 'Модерном' зовется все то, что непонятно и непохоже ни на что. 'Модерном' называется все, что не вкладывается в узкие рамки книжных определений. Все, что плохо лежит на полках танцевального искусства. Сколько хореографов, сколько доморощенных специалистов, столько мнений о 'модерне' и 'contemporary'.
'Модерн', вернее его исполнители и создатели, вначале и не думали создавать какой-то новый танцевальный стиль в век тотального главенства классического, историко-бытового и характерного направления. Просто возникали робкие попытки по-новому взглянуть на танцевальное искусство, найти другие выразительные средства.
Толчок был дан Айседорой Дункан в Америке, Далькрозом и Дельсартом во Франции, Рудольф Лабан вел свои поиски в Германии. Будучи художниками с необычным мышлением, они воздействовали на свое окружение, создав плеяду талантливых учеников. На сегодняшний день термином 'модерн' принято называть танцевальную технику выработанную Мартой Грэм, Рудольфом Лабаном, Пиной Бауш, Мерсом Каннингамом и др.
Основные особенности 'модерна' можно рассматривать по двум направлениям: внешние (движенческие, формообразующие) и внутренние (психодуховные).
Во внешних обличиях можно проследить несколько особенностей: взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующей основы; максимально выраженная градация физического напряжения тела; наличие большого количества ведущих точек вектора; визуальное смещение главного центра движения из основного во вспомогательные; поиск второго, третьего и т.д. планов музыкального сопровождения.
Однако более важные отличия возникают во внутреннем содержании постановки этого стиля. Каждое из крупных танцевальных направлений ставит перед собой определенные задачи внутреннего содержания. Народный танец выражает душу народа, историко-бытовой - душу эпохи, бальный - удовольствие и кураж, классический, за некоторым исключением, чистота линий и тот же кураж танцовщика от умения выполнять сложные элементы и т. д. Но только 'модерн' и 'contemporary' могут касаться наиболее глубоких и философских тем, вскрывая самые потаенные первоосновы человеческого существа в своих попытках прикоснуться к Богу.
Первоначально подавляющее большинство 'модерновых' школ отрицало классический танец в качестве возможного 'партнера' во взаимодействии. Отчасти это отношение передала Айседора Дункан. Со временем подобные барьеры были преодолены.
Наиболее популярным в настоящее время является союз 'джаза' и 'модерна'. Некоторые хореографы называют в чистом виде 'модерн' - 'джаз-модерном', не зная каким образом эти два 'заморских зверя' можно соединить и как их различить. Конечно, при наличии в постановках характерных особенностей двух направлений можно ставить между ними дефис, но только после подробного изучения и джаза, и модерна.
От соединения 'модерна' и 'фолк-танца' в последнее время образуется новое направление. Это уже тройное соединение. На сегодняшний день уже можно наблюдать интересные работы в этом направлении на нескольких фестивалях современного танца. Думается, что из этого симбиоза модерна с народным танцем может получиться нечто захватывающее.
Некоторые работы сибирских и уральских коллективов попадают по аналогии в характерные (характерный модерн). Конечно, это только предположения, но часто бывает, что предположения обретают весьма зрительное воплощение. Получаются потрясающие танцевальные номера в постановках. Это совершенно иное видение мира, непохожее ни на что.
Вадим ГИГЛАУРИ
фото Сергей Пичуричкин
Просмотров 8533