Современный танец часто путают с балетом. В принципе, особой ошибки тут нет. Просто надо представить, что труппа прибила режиссера, хореографа и солистов, выбросила балетные пачки и пуанты, разобрала Большой театр по бревнышкам и на обломках театра языком танца задумчиво рассказывает вам о происшедшем. Если балет — это эротика, то контемпорари-дэнс — это секс. Академическое искусство стремится скрыть слишком человеческое — современный танец его выпячивает. Если принцип балета — это гармония, тяга к идеалам красоты и пропорциональности, то контемпорари-дэнс — это дисгармония, отсутствие эталонов, вопросы без ответов. Современный танец — это о том, что принцев и золушек не осталось, а есть обычные люди с кучей комплексов. Вместо танца маленьких лебедей — человек с безумным взглядом, лезущий на стену, сбивающий руки в кровь, падающий и вновь поднимающийся. Нам, живущим в начале нового века, не нужно объяснять, кто этот человек. Это мы сами.
Контемпорари-дэнс — это балет для 20—30-летних. В конце весны — начале лета, когда все прочие виды искусства разъезжаются на курорты, в России на короткое время наступает царство контемпорари-дэнса — самого свободного из искусств, главным правилом которого является нарушение всех правил.
.. Последняя громкая премьера: спектакль Дарьи Бузовкиной и Тараса Бурнашева «Найди 8 отличий» в Театре Луны, восемь комбинаций взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Зал растерян, смят, раздавлен: «Я, кажется, понял, зачем на тебе женился», — доносится шепот с соседних кресел.
Н-да. Есть что-то человеческое в контемпорари-дэнс. А вот чего в нем нет:
Изнурительных занятий с 9 утра до 6 вечера у балетного станка. В отличие от артистов балета у танцоров контемпорари-дэнс было, как правило, нормальное счастливое детство, а не всесоюзная академическая тюрьма имени балерины такой-то (в простонародье — хореографическое училище). Поэтому глаза у контемпорари-танцоров (их принято называть перформерами) горят ровным, ярким блеском и в них нет боязни провала, ошибки — в отличие от балерунов, у которых вечно затравленный вид, как у пудельков на прогулке.
Пуантов и балетных пачек. Этим сегодня никого не удивишь — классический балет тоже начинает потихоньку снимать свою академическую броню. Но в контемпорари-дэнс изначально было принято танцевать… ну не в чем мать родила, но, скажем так, во что мать успела наскоро собрать перед дальней дорогой. В рубашечках клетчатых. В халатах. Как правило, босиком. Босая нога — символ контемпорари-дэнс.
В спектаклях контемпорари-дэнс нет сюжета в привычном смысле: вот сейчас выскочит прынц, обымет Золушку, а потом все вместе станцуют от счастья. Сюжет здесь внутренний, он развивается не линейно, а системно.
Про контемпорари-дэнс не скажешь плачущим голосом телеведущей Оксаны Пушкиной: «Кагда она танцавала в Бальшом». Разве что в качестве исключения, на вручении премии «Золотая маска». Зато запросто танцуют в клубах, в помещениях бывших заводов и фабрик, на показах мод и просто на улице.
Здесь не бывает второстепенных танцоров, кордебалета, подтанцовки. Каждый артист — главный герой, само искусство — чрезвычайно самолюбивое, эгоистическое и индивидуалистическое. Главный мотив современного танца — Я, Я в мире. Поэтому здесь не работает принцип заменяемости: поменяешь танцора — получишь совершенно другой спектакль.
Неважны рост, вес, комплекция танцора. В отличие от балета, где важна идея невесомости, в современном танце танцор знает о том, сколько весит тело, сколько весит рука, и использует это в своих движениях.
Для того чтобы танцевать современный танец, необязательно иметь диплом о хореографическом образовании. Можно вообще не иметь никакого диплома. Достаточно просто иметь руки и ноги. И — голову...
Определение
Даже само определение — контемпорари-дэнс — не является ни точным, ни окончательным. От остальных видов искусства он отличается тем, что правила в нем еще не до конца сформулированы: такое редкое ныне искусство-лаборатория.
Если и можно как-то сформулировать нормы современного танца, то это «неголый человек на неголой сцене». Главный герой — человеческое тело. Вместо декораций на сцене — странные конструкции, на худой конец — видеоинсталляция. «Перформер ничего и никого не изображает, — говорит критик Наталия Курюмова. — Он ни больше ни меньше, чем тело в настоящем. В идеале современный танец стремится выйти за рамки искусства и стать орудием самопознания и саморазвития».
Происхождение
Многие наши радости сегодня принято разрабатывать для нас без нашего участия, в тиши продюсерских кабинетов. Русский контемпорари-дэнс, как подлинно народное искусство, вызревал сам собой, в утробе промышленных городов, без помощи продюсеров-ассенизаторов. Подобно тому как рэп начинался в негритянских гетто, контемпорари-дэнс появился не в столицах, а в провинции. На Западе это случилось еще в середине ХХ века. В России в 80-е годы прошлого века тоже вдруг ниоткуда появились в разных городах люди, которые хотели говорить при помощи тела, но по-своему.
Контемпорари-дэнс — искусство нервное, спонтанное, искусство горестного выдоха: оно появляется тогда, когда словами всего, что с тобой происходит, не объяснишь, а молчать нет сил. Тогда ты отпускаешь тело, и оно говорит за тебя. Так начинается контемпорари-дэнс: формально напоминающий балет, по внутреннему напряжению — театр, а по ассоциативности — симфоническую музыку.
Переломным моментом для нашего контемпорари-дэнс стал прошедший в1992 году в России первый American Dance Festival — один из главных международных смотров современного танца. Ключевые слова для общения с зарубежными коллегами: Марта Грэхем, Лимон, Каннингхем, «12 нет» Джадсон-церкви (свод антиправил современных перформеров, главный принцип — «А пошли бы вы со своим «Лебединым озером»).
Для чего и из чего
Из чего состоит контемпорари-дэнс? Современный танец — это плавильный котел, в котором собраны все пластические приемы, которые накопило человечество (элементы разных видов танца — балета, народных, эстрадных, а также пантомима, йога, тай-чи), плюс видео, театр, музыка, рисунок. Зачем понадобилось перемешивать, зачем микс? Дело в том, что сложившиеся формы академического искусства (балет, опера, оперетта) — это мертвая, застывшая материя. Языком балета или народного танца невозможно выразить гамму чувств и эмоций, переполняющих современного человека. Тот же балет — это язык музея, запасника. А хочется, чтобы, во-первых, было о тебе и обо мне, во-вторых — чтобы танцевали такие же, как ты и я. В ситуации всемирного одиночества, в которой оказался человек нашего времени, в тисках общества потребления балерина, отсчитывающая такты, или актер, долдонящий текст «Трех сестер», не дает ответа на эти вопросы. А хотелось бы.
О чем
«Эпитафия для Барби и Кена. Имплантация кровеносной системы. Кен проливает первую кровь... продолжение следует». «Все, что во мне есть, есть во мне сейчас. Значит, я могу открыть любую из дверей моих внутренних комнат, когда захочу». «Это история, в которой следователь, преступник и жертва — собственное тело…» (из анонсов спектаклей).
Если балет — это способ говорить при помощи тела, то контемпорари-дэнс — это способ размышлять при помощи тела. Не случайно человек, который хочет, чтобы его лучше поняли, начинает бессознательно помогать себе руками, рисовать в воздухе эллипсы и окружности. Почему? Потому что наше тело гораздо умнее, чем наши мозги: оно лучше нас знает, что мы на самом деле хотим сказать. Попросите вашу девушку утром, перед уходом на работу, языком пластики описать, что она думает по поводу предстоящей встречи с боссом, который требует финансовый отчет. Гарантирую: вы получите недетское, острое удовольствие. Вы поймете, что страсть еще живет в ее хилом теле. Особенность российского контемпорари-дэнс в том, что у нас, в отличие от Запада, вообще получился полный «танец на уме»: русские ни на кого не похожи, потому что в спектаклях говорят о вещах внутренних и сложных.
Ассоциативность — это вторая особенность контемпорари-дэнс. Здесь никто не объясняет зрителю, что он видит. Нельзя даже приблизительно точно сказать, «о чем» или «про что». Есть идея спектакля, но поди разбери, что означает, когда она и он катают по сцене апельсины. О чем — это ты должен понять сам. Или не понять.
Наконец, контемпорари-дэнс — наиболее абстрактный (наряду с музыкой) вид искусства. Здесь есть наибольший простор для самостоятельной трактовки увиденного: это дает возможность быть равноправным участником художественного процесса.
Кто и где
Екатеринбург. По общему признанию — столица российского контемпорари-дэнс. Отдаленность Екатеринбурга от московских любителей продавать и перепродавать помогла жанру сохранить четкие представления о том, что есть искусство танца, а что — подтанцовка у певицы Валерии. Ветеран российского контемпорари-дэнс — легендарный екатеринбургский театр «Провинциальные танцы» (Лев Шульман — основатель, Татьяна Баганова — хореограф, художественный руководитель). «Арт-фабрика» Ольги Паутовой. Проект «Киплинг». В городе есть школа и факультет современного танца при университете.
Челябинск. Признанный за рубежом Театр современного танца Ольги Поны. Пластическая группа «Море Лаптевых».
Москва. Кинетический театр Александра Пепеляева. «Камерный балет Москва», театры «ПО В С Танцы», Zero. С 2001 года агентство театров танца «ЦЕХ» ежегодно проводит в Москве летнюю школу, фестиваль российских театров танца, круглогодичный проект «Перформания». Цель — развитие отечественного контемпорари.
Санкт-Петербург. Театр танца «Игуан» (Михаил Иванов и Нина Гастева). Школа джаз-модерн-танца и танцевальная компания «Каннон-данс» (Вадим и Наталья Каспаровы).
Что будет
Многие российские критики считают, что полноценное развитие жанра в России возможно лишь при участии западных специалистов. А вот западных хореографов больше привлекает именно специфичность русского контемпорари-дэнс — так, Аат Хухей, директор Школы танца в Амстердаме, является яростным приверженцем «русской идеи» в танце: «Сегодня именно у русских — благодаря тому, что у них нет заученных приемов — выстраивается самобытный современный танец».
Представители академических искусств до сих пор воспринимают современный танец как детскую забаву, но очень может статься, что как раз контемпорари-дэнс станет прообразом нового искусства XXI века. Культурологи отмечают, что все нынешние формы искусства в этом столетии будут стремиться к полному соединению и слиянию. В таком случае именно контемпорари-дэнс — в силу своей эластичности и демократичности — имеет все шансы стать площадкой для такого своего рода нового Вавилона искусств. Для 20 — 30-летних людей, которые воспринимают искусство не как застывшую красоту, а как навык, именно контемпорари-дэнс может стать грандиозной обучающей программой для «работы» с миром. Объем информации, получаемой нами, увеличивается с каждым днем, и главной проблемой становится не количество информации, а ее отбор. Как выбрать то, что нужно, как запоминать мириады цифр, фактов? Помочь здесь может только хорошо развитая интуиция, образное, ассоциативное мышление. Для развития этих навыков сегодня не обязательно посещать тренинги и семинары: современное искусство, в том числе и контемпорари-дэнс, предоставляет такую возможность почти бесплатно.
Андрей Архангельский
Источник: Журнал "Огонек"
Просмотров 8211