06/12Плясуны и чечеточники веселили Россию
Немалым успехом пользовались на русской эстраде танцевальные жанры, связанные корнями с народным искусством. А именно – русские, цыганские и украинские пляски. Традиционная манера их исполнения сохранялась в русских и цыганских хорах, неизменных участников всех народных увеселений, в составе которых всегда имелись прекрасные плясуны. У них прошли профессиональную выучку и с их традиций начали свой творческий путь некоторые мастера первого поколения советский эстрадных танцоров. Они унаследовали у своих учителей подчеркнуто благородную манеру – «выступку» в танце и чрезвычайно высокий техницизм, порой граничащий с цирковыми трюками. А также заимствовали традицию приукрашивания народного костюма. В начале ХХ века известностью пользовались танцоры: Г. Егоров-Орлик, Е. Пешков, С. Караваев, которые выступали не только на родине, но в Европе и Америке. Ведь после дягилевских «Русских сезонов» русское искусство стало вызывать огромный интерес, и зарубежные антрепренеры старались заполучить наших артистов. Но любопытно, что и они кое-что позаимствовали у западных гастролеров. В 1908 году в Петербурге впервые выступала американская негритянская труппа музыкантов и танцоров. Они произвели ошеломляющее впечатление не только своим внешним видом – темнота их кожи казалась еще более черной от сверкающей белизны высоких крахмальных воротничков и манжет. Еще больше поражала пластика этих удлиненных, непривычно гибких фигур, отбивающих ногами пряные и динамичные ритмы оркестра. Сразу же был придуман звукоподражательный термин – «чечетка». В России его стали употреблять чаще, чем приятый в Европе – степ. Вершиной триумфа негритянской труппы стало приглашение выступить в Зимнем дворце, чего удостаивались не многие артисты. Все это не могло не взбудоражить наших эстрадников, особенно плясунов. И особенно - русских. Дело в том, что в русской пляске есть сходный со степом ритмический элемент – дробушки, когда ноги поочередно ударяют об пол в быстром темпе. И хотя в украинской пляске таких элементов не было, так же как и в цыганской, но все плясуны без исключения, осознав выигрышность степа и ощутив на себе магию его ритма, стали активно осваивать прием и вводить его в свои номера. Цыгане же добавили к движениям чечетки еще и аккомпанемент хлопушек – ударяя ладонями по груди, голенищам и подошвам сапог, придавая пляске еще больше динамики. Чечетка-степ стала как бы отражать ускорение темпов жизни, возникшее в связи с бурным развитием технического прогресса: появлением железных дорог, автомобилей, авиации и т. д. В этот период русская пляска испытала на себе и влияние перемен, наступивших в России, – быстрого роста промышленности, когда в город потянулись крестьяне и обострилось противостояние города и деревни. Эстрада отреагировала на это появлением дуэта «лапотников», получившего свое название от костюма исполнителя, что изображал «деревенщину»: войлочный колпак, рубаха, порты, лапти. Его партнер имел городское обличие: войлочный картуз, пиджак, белая рубаха навыпуск и до блеска начищенные сапоги – все атрибуты парня из фабричной слободки. Они пели частушки и приплясывали, каждый в характере своего персонажа, неизменно высмеивая отсталость деревенского жителя. Этот жанр приобрел название «лубка». Его танцевальный вариант, появившийся в 1910 году, переосмыслил взаимоотношения персонажей. Создатели и исполнители знаменитого номера «Рязанская пляска», не сходившего с эстрады вплоть до 1941 года, являлись артистами… императорского Мариинского театра – Е. Лопухова и А. Орлов. Разносторонне одаренные характерные танцоры, они также постоянно выступали и на эстраде. Идея номера пришла Лопуховой, когда она отдыхала в Рязанской губернии и нагляделась там на великолепные пляски, столь отличные от того, что исполняли в балетах, да и на эстраде. Запомнив самые характерные движения и забавную плясовую мелодию, состоявшую из двухтактовых реплик - как бы вопрос и ответ, - да еще привезя подлинный женский костюм крестьянки Рязанской губернии, Лопухова увлекла Орлова идеей создать номер на подлинном народном материале. В нем также было показано противостояние персонажей, но на этот раз они соревновались на равных и были поданы с одинаковой долей юмора. По сути дела, шло соревнование в мастерстве и силе воли. Причем, парню было все труднее перещеголять деревенскую красавицу. Поэтому, боясь, что его мужское, городское самолюбие может пострадать, он прекращал соревнование ловким маневром: показав, что у него кончились семечки, которые он, танцуя, все время лузгал, парень делал вид, что теперь ему уже здесь делать нечего, и они расходились под бурные аплодисменты. Многолетний неиссякаемый успех «Рязанской пляски» объяснялся не только яркостью созданных персонажей, но и тем, что они отражали реалии тогдашней жизни. Наталья ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ
Просмотров 4760
Последние новости
| |
|
|
|
Новости ПолянаАртФест С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.
Конференции, мастер-классы ...Урал Опера Балет В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.
Сказки Перро"ПолянаАртФест Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.
Старт приема заявокМулен Руж Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела.
Скончалась балетмейстер Джанет ФараонАртисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь" Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.
И это прекрасно! Балетный спектакль "Две Анны" В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.
БДТ, Санкт-ПетербургЭдиповы па Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.
"Лебединое озеро" Патриса БартаTURAN-IAF приглашает! IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.
02 мая - 07 мая 2025 годаOne Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024 И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.
|
|
|
|
|
|
Публикации Иклюзивные балы в России Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.
К новым высотамТворец должен быть недоволен собой Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...
Владимир Васильев встретил свое 85-летие Тамара Карсавина Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.
Таточка стала действительно одной из насПро шоу Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.
Состовляющие шоуПриморье переживает массовое увлечение балетом - Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.
Почему в Приморье?Что такое классический русский балет? Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позднейшие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы разглядеть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть
8 вещей, которые важно знатьТанцы Африки: ритм и истоки При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.
Стили танца АфрикиБалетмейстер и хореограф: в чем разница? В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.
Две стороны одной медалиВедение социальных сетей - одно из самых важных правил В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?
|
|
|
|