19/11Великая Майя!
Майя Плисецкая, которой 20 ноября исполняется 85 лет, – это воплощенный Большой балет. Впрочем, она шире балета в его узко-традиционном понимании. Она ввела в классическую хореографию и полную метафор пластику японского театра, и фламенко, и современный танец под джаз. Плисецкая стала в 20-м веке символом смелого человека, находящегося в постоянном поиске искусства. Она преодолевает любые преграды: от чрезмерного традиционализма культуры – до косности политических догм государства, которое даже в новой пластике видело нечто опасное для себя. Майя Плисецкая заострила балетную пластику, ввела в хореографию новые элементы и придала особый вес характерным, эмоционально многогранным ролям. Ее талант объединил балетный интернационал: многие хореографы мира хотели ставить спектакли для Плисецкой, и ряду выдающихся мастеров повезло это сделать. Сегодня российский балет зачастую слишком переимчив и калькирует западные образцы. Во времена Майи Плисецкой он демонстрировал уверенность в собственных силах, не сомневался в своем изобретательском потенциале и широчайших возможностях танцевального искусства. Плисецкая, вечный революционер в искусстве, всегда испытывала жажду первооткрывательства – и утоляла ее. «Я всю жизнь сопротивляюсь» Эти слова Майи Плисецкой отражают суть ее характера. Ее лозунг - «Не смиряйтесь!». Она выстроила свою жизнь вопреки бедам (в 1938 г был репрессирован ее отец, генеральный консул на Шпицбергене Михаил Плисецкий). Вопреки официальным установкам – не работать с западными хореографами. А также вопреки балетным травмам, которых было множество. Жизнь Плисецкой в творчестве и вне его – настоящая победа воли, триумф убежденности в правоте художника. Она – экспериментатор, творческий «дуэлянт», ищущий вызовы для своего таланта и с упоением отвечающий на них. Не случайно Плисецкой всегда прекрасно удавались темпераментные, волевые и одновременно живые, как ртуть, героини с явным актерским началом. Это Одиллия в «Лебедином озере» Чайковского, Эгина в «Спартаке» Хачатуряна, Китри в «Дон-Кихоте» Минкуса, Хозяйка Медной горы в «Сказе о каменном цветке» Прокофьева, «Безумная из Шайо» Щедрина. Эти роли выражали характер Плисецкой, ее умение отдаться стихии танца и чувств целиком. Искусство Плисецкой не просто прорывалось, но даже жило «по ту сторону» железного занавеса. Для нее ставили балеты великие зарубежные хореографы – французы Морис Бежар и Ролан Пети (второй – по личному разрешению Брежнева). Плисецкая с начала 1980-х руководила балетом Римской оперы и Испанским национальным балетом в Мадриде. Балерины на панно работы Марка Шагала в Метрополитен-опера отчасти «списаны» с нее – Плисецкая с ее красотой и царственностью всегда была прекрасной моделью для художников. Одни только знаменитые снимки фотомастера-классика Ричарда Эйвдона чего стоят! Поклонниками Плисецкой была чета Кеннеди (балерина трижды гастролировала в США в 1960-е годы). В 1986 г Франсуа Миттеран, тогдашний президент Франции, наградил балерину Орденом Почетного легиона. Костюмы для ее спектаклей делал легендарный кутюрье Пьер Карден. За Плисецкой, которую сделало «гражданкой мира» ее искусство, всегда пристально следило КГБ, балерину не раз не пускали за рубеж. Однако ее талант и известность преодолели все границы. Плисецкая разрушила стереотипы о возрастных пределах жизни в балете, станцевав спектакль в 75 лет! Тогда, 10 лет назад, она исполнила в Токио в спектакле Мориса Бежара «Крылья кимоно» роль Небесной феи, причем в пластике театра. Стилистический эксперимент в чистом виде! Впрочем, это вполне в ее вкусе, не зря же Бежар называл ее «гением метаморфоз»!
Роман ее жизни Чтобы описать жизнь балерины, недостаточно даже ее увлекательной автобиографии «Я, Майя Плисецкая», которая сейчас переведена на полтора десятка языков. Тут можно было бы написать роман-многотомник, с книгой первой – «Взросление в семье дяди и тети Мессереров» (балетных танцовщиков и педагогов), книгой второй – «Романтические роли в Большом театре» (партии Маши в «Щелкунчике» и Авроры в «Спящей красавице» Чайковского, Жизели в балете Адана). В объемном биографическом труде можно было бы посвятить отдельный том работе в 1960-1970-е гг. с французскими хореографами («Болеро» Равеля, Айседора в одноименном балете и «Ave, Майя» у Бежара, «Гибель розы» у Пети). Можно выделить в особую главку «Федру» (1984) в хореографии Сержа Лифаря, русского балетмейстера и танцовщика, возглавившего балет парижской Гранд-опера. Сначала Плисецкая танцевала «Федру» в Париже, затем в Риме и в Москве, в Театре оперетты… Интересна была бы и кубинская глава ее творчества, связанная с хореографом Альберто Алонсо и начавшаяся в 1967 году с «Кармен-сюиты» (музыка Бизе в обработке мужа Плисецкой, композитора Родиона Щедрина). О красавице-цыганке Алонсо сказал: «Вся жизнь Кармен – коррида». Лучше Плисецкой исполнить Кармен не смог бы никто. Точно так же как в опере в партии Кармен не было равных Елене Образцовой, актрисе столь же волевой и лишенной творческих предрассудков. Балет с Плисецкой был экранизирован в кино в 1969 г и на телевидении – в 1978 году. О работе Плисецкой с Юрием Григоровичем можно написать целую монографию. Григорович с 1964 года был главным балетмейстером Большого театра и нашел звездные роли для всех талантливых артистов труппы – Майи Плисецкой, Владимира Васильева, Екатерины Максимовой, Мариса Лиепы, Михаила Лавровского, Натальи Бессмертновой и Нины Тимофеевой. Плисецкая стала в 1965 году первой исполнительницей роли влюбленной и несчастной ревнивицы Мехменэ Бану в «Легенде о любви» Арифа Меликова. А вот еще часть романа-биографии Плисецкой: постановка балетов Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» в качестве хореографа. В спектакле «Анна Каренина» (1972) сложилось легендарное трио: Плисецкая – главная героиня, Лиепа – Вронский, Фадеечев – Каренин. Она создала дерзкую эротичную хореографию, насыщенную, говоря ее словами, «фрейдистскими мотивами». И, как всегда, эмоции били через край. Лирические роли: случались неудачи Из самых удачных лирических ролей Плисецкой – миниатюра «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. Здесь балерина была наследницей Анны Павловой, которой рисунок хореографии предложил талантливейший Михаил Фокин. Однако Плисецкая по цитируемости ее работы превзошла свою предшественницу. Долгие годы телевидение показывало эту знаменитую миниатюру в исполнении Плисецкой, и публика хорошо запомнила придуманный ею танец рук (сейчас он уже стал классикой). Руки балерины были трепетными, тревожными, то зависали в бессилии, то двигались импульсивно, в стремительной агонии. «Неумирающий лебедь» - так назвал в свое время Павлову один из английских балетных критиков. То же самое можно было бы сказать о работе Майи Плисецкой. А вот Одетта из «Лебединого озера» получалась у Плисецкой не слишком убедительной. Такие романтические партии идеально исполняла старшая коллега Плисецкой Галина Уланова. По поводу Джульетты в версии Плисецкой критики тоже выражали скепсис. В этой роли эталоном была опять-таки Уланова - ее танец в «Ромео и Джульетте» в постановке Леонида Лавровского (сохранилась телеверсия), бесспорно, великолепен. Плисецкая с ее бурной энергией и зажигательным юмором попросту была шире и колоритнее этих лирических ролей. Русский бренд «Плисецкая» В январе 1990 года Майя Плисецкая ушла из Большого. Зато в 1994 году появилась новая яркая труппа – «Имперский русский балет» под руководством Гедиминаса Таранды. Инициатива его создания исходила от Плисецкой, которая стала его президентом и объехала с этим коллективом те страны мира, в которых еще никогда не была. С того же 1994 года существует ежегодный международный балетный конкурс «Майя». Плисецкая давно стала балетным брендом России за рубежом, и даже шире – одним из символов России. Отчасти именно благодаря ей 20-й век прошел под знаком советского балета. Сегодня, когда некоторые отечественные хореографы капитулируют перед западными коллегами, нелишне вспомнить о совсем недавней истории Большого балета, в которой есть огромная глава под названием «Великая Майя».
Фото с сайта slovari.yandex.ru
Автор: Ольга Соболевская
Просмотров 6356
Последние новости
| |
|
|
|
Новости ПолянаАртФест С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.
Конференции, мастер-классы ...Урал Опера Балет В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.
Сказки Перро"ПолянаАртФест Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.
Старт приема заявокМулен Руж Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела.
Скончалась балетмейстер Джанет ФараонАртисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь" Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.
И это прекрасно! Балетный спектакль "Две Анны" В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.
БДТ, Санкт-ПетербургЭдиповы па Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.
"Лебединое озеро" Патриса БартаTURAN-IAF приглашает! IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.
02 мая - 07 мая 2025 годаOne Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024 И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.
|
|
|
|
|
|
Публикации Иклюзивные балы в России Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.
К новым высотамТворец должен быть недоволен собой Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...
Владимир Васильев встретил свое 85-летие Тамара Карсавина Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.
Таточка стала действительно одной из насПро шоу Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.
Состовляющие шоуПриморье переживает массовое увлечение балетом - Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.
Почему в Приморье?Что такое классический русский балет? Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позднейшие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы разглядеть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть
8 вещей, которые важно знатьТанцы Африки: ритм и истоки При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.
Стили танца АфрикиБалетмейстер и хореограф: в чем разница? В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.
Две стороны одной медалиВедение социальных сетей - одно из самых важных правил В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?
|
|
|
|