На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 2998; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
19/11Великая Майя!

Майя Плисецкая, которой 20 ноября исполняется 85 лет, – это воплощенный Большой балет. Впрочем, она шире балета в его узко-традиционном понимании. Она ввела в классическую хореографию и полную метафор пластику японского театра, и фламенко, и современный танец под джаз.  Плисецкая стала в 20-м веке символом смелого человека, находящегося в постоянном поиске искусства. Она преодолевает любые преграды: от чрезмерного традиционализма культуры – до косности политических догм государства, которое даже в новой пластике видело нечто опасное для себя.  Майя Плисецкая заострила балетную пластику, ввела в хореографию новые элементы и придала особый вес характерным, эмоционально многогранным ролям.
Ее талант объединил балетный интернационал: многие хореографы мира хотели ставить спектакли для Плисецкой, и ряду выдающихся мастеров повезло это сделать. Сегодня российский балет зачастую слишком переимчив и калькирует западные образцы. Во времена Майи Плисецкой он демонстрировал уверенность в собственных силах, не сомневался в своем изобретательском потенциале и широчайших возможностях танцевального искусства. Плисецкая, вечный революционер в искусстве, всегда испытывала жажду первооткрывательства – и утоляла ее.
«Я всю жизнь сопротивляюсь»
Эти слова Майи Плисецкой отражают суть ее характера. Ее лозунг - «Не смиряйтесь!». Она выстроила свою жизнь вопреки бедам (в 1938 г был репрессирован ее отец, генеральный консул на Шпицбергене Михаил Плисецкий). Вопреки официальным установкам – не работать с западными хореографами. А также вопреки балетным травмам, которых было множество. Жизнь Плисецкой в творчестве и вне его – настоящая победа воли, триумф убежденности в правоте художника. Она – экспериментатор, творческий «дуэлянт», ищущий вызовы для своего таланта и с упоением отвечающий на них.
Не случайно Плисецкой всегда прекрасно удавались темпераментные, волевые и одновременно живые, как ртуть, героини с явным актерским началом. Это Одиллия в «Лебедином озере» Чайковского, Эгина в «Спартаке» Хачатуряна, Китри в «Дон-Кихоте» Минкуса, Хозяйка Медной горы в «Сказе о каменном цветке» Прокофьева, «Безумная из Шайо» Щедрина. Эти роли выражали характер Плисецкой, ее умение отдаться стихии танца и чувств целиком.
Искусство Плисецкой не просто прорывалось, но даже жило «по ту сторону» железного занавеса. Для нее ставили балеты великие зарубежные хореографы – французы Морис Бежар и Ролан Пети (второй – по личному разрешению Брежнева). Плисецкая с начала 1980-х руководила балетом Римской оперы и Испанским национальным балетом в Мадриде. Балерины на панно работы Марка Шагала в Метрополитен-опера отчасти «списаны» с нее – Плисецкая с ее красотой и царственностью всегда была прекрасной моделью для художников. Одни только знаменитые снимки фотомастера-классика Ричарда Эйвдона чего стоят!
Поклонниками Плисецкой была чета Кеннеди (балерина трижды гастролировала в США в 1960-е годы). В 1986 г Франсуа Миттеран, тогдашний президент Франции, наградил балерину Орденом Почетного легиона. Костюмы для ее спектаклей делал легендарный кутюрье Пьер Карден. За Плисецкой, которую сделало «гражданкой мира» ее искусство, всегда пристально следило КГБ, балерину не раз не пускали за рубеж. Однако ее талант и известность преодолели все границы.  
Плисецкая разрушила стереотипы о возрастных пределах жизни в балете, станцевав спектакль в 75 лет! Тогда, 10 лет назад, она исполнила в Токио в спектакле Мориса Бежара «Крылья кимоно» роль Небесной феи, причем в пластике театра. Стилистический эксперимент в чистом виде! Впрочем, это вполне в ее вкусе, не зря же Бежар называл ее «гением метаморфоз»!
1290154689_pliseckaja.jpgРоман ее жизни
Чтобы описать жизнь балерины, недостаточно даже ее увлекательной автобиографии «Я, Майя Плисецкая», которая сейчас переведена на полтора десятка языков. Тут можно было бы написать роман-многотомник, с книгой первой – «Взросление в семье дяди и тети Мессереров» (балетных танцовщиков и педагогов), книгой второй – «Романтические роли в Большом театре» (партии Маши в «Щелкунчике» и Авроры в «Спящей красавице» Чайковского, Жизели в балете Адана).
В объемном биографическом труде можно было бы посвятить отдельный том работе в 1960-1970-е гг. с французскими хореографами («Болеро» Равеля, Айседора в одноименном балете и «Ave, Майя» у Бежара, «Гибель розы» у Пети). Можно выделить в особую главку «Федру» (1984) в хореографии Сержа Лифаря, русского балетмейстера и танцовщика, возглавившего балет парижской Гранд-опера. Сначала Плисецкая танцевала «Федру» в Париже, затем в Риме и в Москве, в Театре оперетты…   
Интересна была бы и кубинская глава ее творчества, связанная с хореографом Альберто Алонсо и начавшаяся в 1967 году с «Кармен-сюиты» (музыка Бизе в обработке мужа Плисецкой, композитора Родиона Щедрина). О красавице-цыганке Алонсо сказал: «Вся жизнь Кармен – коррида». Лучше Плисецкой исполнить Кармен не смог бы никто. Точно так же как в опере в партии Кармен не было равных Елене Образцовой, актрисе столь же волевой и лишенной творческих предрассудков. Балет с Плисецкой был экранизирован в кино в 1969 г и на телевидении – в 1978 году.
О работе Плисецкой с Юрием Григоровичем можно написать целую монографию. Григорович с 1964 года был главным балетмейстером Большого театра и нашел звездные роли для всех талантливых артистов труппы – Майи Плисецкой, Владимира Васильева, Екатерины Максимовой, Мариса Лиепы, Михаила Лавровского, Натальи Бессмертновой и Нины Тимофеевой. Плисецкая стала в 1965 году первой исполнительницей роли влюбленной и несчастной ревнивицы Мехменэ Бану в «Легенде о любви» Арифа Меликова.   
А вот еще часть романа-биографии Плисецкой: постановка балетов Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» в качестве хореографа. В спектакле «Анна Каренина» (1972) сложилось легендарное трио: Плисецкая – главная героиня, Лиепа – Вронский, Фадеечев – Каренин. Она создала дерзкую эротичную хореографию, насыщенную, говоря ее словами, «фрейдистскими мотивами». И, как всегда, эмоции били через край.
Лирические роли: случались неудачи
Из самых удачных лирических ролей Плисецкой – миниатюра «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. Здесь балерина была наследницей Анны Павловой, которой рисунок хореографии предложил талантливейший Михаил Фокин. Однако Плисецкая по цитируемости ее работы превзошла свою предшественницу. Долгие годы телевидение показывало эту знаменитую миниатюру в исполнении Плисецкой, и публика хорошо запомнила придуманный ею танец рук (сейчас он уже стал классикой). Руки балерины были трепетными, тревожными, то зависали в бессилии, то двигались импульсивно, в стремительной агонии. «Неумирающий лебедь» - так назвал в свое время Павлову один из английских балетных критиков. То же самое можно было бы сказать о работе Майи Плисецкой.       
А вот Одетта из «Лебединого озера» получалась у Плисецкой не слишком убедительной. Такие романтические партии идеально исполняла старшая коллега Плисецкой Галина Уланова. По поводу Джульетты в версии Плисецкой критики тоже выражали скепсис. В этой роли эталоном была опять-таки Уланова - ее танец в «Ромео и Джульетте» в постановке Леонида Лавровского (сохранилась телеверсия), бесспорно, великолепен. Плисецкая с ее бурной энергией и зажигательным юмором попросту была шире и колоритнее этих лирических ролей.
Русский бренд «Плисецкая»
В январе 1990 года Майя Плисецкая ушла из Большого. Зато в 1994 году появилась новая яркая труппа – «Имперский русский балет» под руководством Гедиминаса Таранды. Инициатива его создания исходила от Плисецкой, которая стала его президентом и объехала с этим коллективом те страны мира, в которых еще никогда не была. С того же 1994 года существует ежегодный международный балетный конкурс «Майя». Плисецкая давно стала балетным брендом России за рубежом, и даже шире – одним из символов России. Отчасти именно благодаря ей 20-й век прошел под знаком советского балета. Сегодня, когда некоторые отечественные хореографы капитулируют перед западными коллегами, нелишне вспомнить о совсем недавней истории Большого балета, в которой есть огромная глава под названием «Великая Майя».

Фото с сайта slovari.yandex.ru


Автор: Ольга Соболевская


Просмотров 6144




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео