- Опять партнерша на диафрагме партнера! - всплеснув руками, в который раз воскликнула моя подруга Таня. - Сколько раз тебе повторять! Прижми Ольгу к себе! Это тебе не венский вальс, а медленный фокстрот! Начнем сначала!
Мы с Таней занимались в школе бальных танцев при родном университете, но если у Тани, которая танцевала не первый год, был свой постоянный партнер, то у меня - не было. И мне страшно надоело ждать своей очереди у стенки или кружиться по залу с парнями, которых интересовали вовсе не танцы, а девичьи формы, и которые все время наступали мне на ноги. Выход был один - подготовить своего собственного партнера, чем мы с Таней в тот момент и занимались. Однако наш общий друг Миша оказался удивительно непонятливым: обладая прекрасным чувством ритма и вполне приличной пластикой, он в паре со мной становился поразительно неуклюжим.
Вот и после очередного замечания Тани он покраснел, как рак. Мы начали снова под чарующую мелодию, но его движения были какими-то деревянными, а спину он держал так, будто палку проглотил. Следующий кризис наступил через минуту, когда Таня призвала:
- Следи за ногами! Твоя нога внедряется между ногами партнерши!
Тут Миша не выдержал, бросил меня и удрал на кухню.
- Что это с ним? - удивилась Татьяна, но потом поняла безо всяких объяснений, и мы обе расхохотались.
Миша был страшно не уверен в себе с самого детства; в подростковом возрасте его замучили прыщи, которые не полностью прошли и в студенческие годы, и это, конечно, не добавляло ему привлекательности в его собственных глазах. Все неуверенные в себе мужчины боятся женщин, только взрослые это скрывают, а двадцатилетний Миша этому еще не научился. Такой страх проявляется по-разному, в том числе и как боязнь тактильного контакта. Проще говоря, обычное, совсем даже не эротическое прикосновение к женщине вызывает у человека подсознательный ужас. (Это, кстати, касается и страха женщин перед мужчинами, что встречается значительно чаще.) Внешне эти люди во всех ситуациях выглядят застенчивыми и порою нелюдимыми, но эта застенчивость скрывает под собой именно глубоко укоренившийся страх перед противоположным полом.
Конечно, чаще всего подобный дискомфорт испытывают подростки и совсем молодые люди, но бывает, что некоторые живут с ним до самой старости. Я знакома, например, с симпатичной пятидесятилетней женщиной, которая в течение тридцати лет была примерной женой и матерью, а в последние годы - еще и бабушкой двух внуков; не так давно она наотрез отказалась навестить зятя, попавшего в больницу с аппендицитом:
- Как я могу придти в мужскую палату? Подумайте, там же лежат шесть полуголых мужиков!
Вообще-то, так скорее могла бы сказать старая дева.
Если эта боязнь выражена не слишком сильно, то она проходит сама по себе, в процессе взросления и общения с противоположным полом. Однако в сложных случаях без психотерапии не обойтись. Потому что этот страх портит людям жизнь, нередко из-за него они так и не создают семью и остаются одинокими.
Мне пришлось столкнуться в своей практике с одним молодым пациентом, у которого вследствие неблагоприятного стечения обстоятельств развилась психическая импотенция. Он испытывал дичайший страх перед женщинами и бегал от них, как от огня. Его положение осложнялось тем, что он, как на грех, обладал ангельской внешностью, и девушки прямо-таки вешались ему на шею. Однажды во время психологического тренинга мне удалось заставить его так увлечься игрой, что в пылу ее он забыл о своих внутренних зажимах и… безо всякого смущения поносил на руках одну милую даму. Мучительный барьер был преодолен, и этого оказалось достаточно, чтобы парень излечился и от своего страха, и от основного заболевания. (После этого у него, на мой взгляд, дела с женским полом пошли даже слишком успешно; впрочем, ему нужно было наверстывать упущенное).
Однако преодолеть барьер тактильного контакта можно гораздо проще, не прибегая к лечению у психотерапевта. Помочь здесь может танец - конечно, парный. Я часто рекомендовала моим пациентам (а чаще - пациенткам) идти заниматься в студию бальных танцев.
Кстати, вернемся к золотой поре моей студенческой юности, к тому эпизоду, с которого я начала статью. Тогда мы с Таней Мишу все же поднатаскали, даже обучили его основам вальса (когда-то, в начале XIX века, вальс считался танцем непристойным, как и танго в свое время, уже в веке ХХ). Через неделю Миша, танцуя с кем-нибудь из нас, уже перестал краснеть и зажиматься. Но, увы, танцевали мы с ним в паре совсем недолго - через несколько месяцев он взял да женился, и я опять осталась без партнера!
Но танец - это гораздо больше, нежели преодоление страха перед противоположным полом. Это и умение общаться с партнером, правильно строить отношения с ним. Танцевальная пара - это модель пары вообще. Для женщины участие в ней - еще и приятие своей женской роли, что немаловажно в век феминизма и унисекса. Не секрет, что особо активные женщины с мужским складом ума, которые строят и жизнь, и карьеру по мужскому типу, норовят и в танце вести партнера. Не так просто научить такую даму хотя бы в личной жизни придерживаться женского стиля. Иногда, когда это удается, переломным пунктом становится именно момент, когда она, наконец, позволяет мужчине управлять собой - хотя бы на паркете. Это так важно - суметь почувствовать себя женщиной, и женщиной привлекательной, со всеми атрибутами женственности:
"...Сегодня видел я, как танец
Невольно украшает дам,
Как блеск он придает глазам,
А щечкам придает румянец"*
Танец - это еще и чувство ритма. Каждому биологическому объекту, в том числе человеку, оно присуще: организм существует, подчиняясь целой системе биоритмов. Но оно часто подавляется различными стрессами, зажимающими не только наши мускулы, но и многое другое. Чувствовать ритм - это значит не только двигаться в такт музыке, но и жить, не выпадая из ритма времени.
И, главное, танец освобождает. Он раскрепощает все наше тело, все мышцы, а раскрепощенное тело высвобождает душу. Недаром невротикам так полезны различные формы работы с телом, в том числе так называемая телесно-ориентированная и танцевально-двигательная терапия**: снимая мышечные зажимы, мы уменьшаем и болезненные симптомы.
В танце развивается координация движений. Люди, недостаточно мышечно-одаренные, танцуя, преодолевают свою угловатость и неуклюжесть; изящество движений непременно приходит при упорных занятиях.
"Конечно, отрицать нельзя,
Что несравненные сеньоры
На бале восхищают взоры,
Легко порхая и скользя".*
Если для людей просто неловких танец - скорее полезное удовольствие, то для тех, у кого нарушение координации - симптом заболевания, например, задержки психомоторного развития, танцы - это медицинское назначение доктора.
Танцы молодежи на дискотеках - это средство отдохновения, отключения, отвлечения - если, конечно, в дело не вмешиваются алкоголь и наркотики. Здесь каждый импровизирует, выражает себя через язык тела. Две изящные девицы в коротких подобиях юбчонок извиваются под музыку, кажется, позабыв обо всем, но на самом деле демонстрируя окружающим свою женскую сущность. Впрочем, единственный их партнер на них не смотрит, он весь в себе, занят исключительно собой... В психологическом плане меня всегда занимало то, что на дискотеках танцующие вершат свое дело хотя и в тесноте, но в одиночку; это одиночество в толпе. Но что совершенно ясно, и эти две девицы, и этот парень - уверенные в себе, самодостаточные люди (может, даже слишком).
Недаром основное в танцевально-двигательной психотерапии - это выражение себя, своих чувств и эмоций через движение под музыку. Главное в "лечебном" танце - импровизация, свобода самовыражения и через нее - изживание своих комплексов, избавление от них. Люди, профессионально занимающиеся таким лечением, считают танец "всеобщей метафорой"***; по их мнению, всю жизнь человека, с рождения до смерти, можно описать в категориях танца.
...Совсем недавно к нам приезжал один английский театр, в котором на сцене танцуют не только здоровые люди, но и инвалиды на колясках. Впрочем, бальные танцы для людей с ограниченной физической подвижностью, когда один из партнеров прикован к инвалидному креслу на колесиках, давно уже распространены на западе и, наконец, дошли и до нас. Это прекрасный метод реабилитации: с одной стороны, восстанавливается нарушенная координация движений в той степени, в какой это возможно, с другой - человек танцующий чувствует себя полноценным, меньше страдает от имеющихся дефектов.
Так что танцуйте себе на здоровье! В том числе - и на душевное здоровье!
Ольга АРНОЛЬД,
психолог
* Лопе де Вега "Учитель танцев", пер. Т.Щепкиной-Куперник.
** Танцевально-двигательной терапией занимается в рамках программ Института развития личности А.Гиршон, председатель Совета ассоциации современного танца и перформанса.
*** А.Гиршон "Танец как метафора и не только", С.Всехсвятский: "Танец - последняя метафора".
Просмотров 4283