В Московском Государственном Детском Музыкальном театре им. Наталии Ильиничны Сац прошла премьера детского балета «Доктор Айболит». Герои Корнея Ивановича Чуковского - доктор, и все его пациенты – обезьяны, медведь, кот, лиса, а так же коварный Бармалей и разбойники ожили перед нами в музыке и танце. Это стало возможным, прежде всего, благодаря композитору Игорю Морозову, который в 1946 году написал музыку к балету «Доктор Айболит», а уже через год в Новосибирске состоялось его первое представление. Оно прошло с таким успехом, что уже на следующий 1948 год композитор был удостоен Государственной премии.
С тех пор название этого балета постоянно украшает афиши различных музыкальных театров страны, приглашая юных зрителей на встречу с любимыми героями чудесной сказки, в мир музыки и танца. Каждый театр по-своему, рассказывает историю про чудесного доброго доктора, его друзей и врагов. Это выражается в художественном оформлении, в подборе исполнителей, многое зависит от балетмейстера, который продумывает поведение каждого исполнителя, выраженное языком танца.
Эта зоологическая оратория начинающего балетмейстера, победителя конкурса молодых хореографов, который прошел весной 2008 года, профессионального артиста балета, лауреата международных конкурсов Юрия Выскубенко по произведению К. Чуковского на сцене Московского Детского Музыкального театра им. Н.И.Сац представляет собой детский спектакль, который интересен не только юным зрителям, но и их родителям. Знаменитая сказочная история Чуковского про доброго доктора Айболита, его путешествие в жаркую Африку и нешуточную борьбу с ужасным Бармалеем и разбойниками только выигрывает от того, что сюжет грамотно осовременен автором спектакля. Это его первый двухактный спектакль.
Создавая план будущего балета, Юрий Выскубенко предложил свою версию произведения: отказался от одних персонажей, но постарался более полно раскрыть характер других действующих лиц, а главное, стремился придумать такие движения, которые будут ближе и сегодняшним исполнителям, и современным зрителям, что бы зрелище было динамичным, красочным, несущим воспитательный эффект.
Благодаря молодым и талантливым художникам Марии Кривцовой и Карины Автандиловой, обогативших спектакль своим художественным виденьем, он стал еще более зрелищным, красочным, нескучным и запоминающимся. Щебечут птички, в тропических лесах блуждают животные, а вот перед героями возникает необитаемый остров, пещера разбойников и вновь они дома….
Герои «Доктора Айболита» – честный, милосердный и невероятно отважный Айболит (Олег Фомин), верная собака Авва (Анна Постникова), очаровательная обезьянка Чичи (Анастасия Ян), добрый Мишка (Иван Капитонов), мужественный Петух (Сергей Татаркин), жеманный Кот (Сергей Захаров), хитрая Лиса (Юлия Селиванова), мудрая Сова (Ольга Молочко), вестница Ласточка (Елена Музыка), ну и конечно же милые и любопытные Танечка (Надежда Твердохлебова) и Ванечка (Ярослав Иванов) не только одерживают победу над несносным Бармалеем (Михаил Галиев) и разбойниками, но и добиваются того, что разбойники признают свои ошибки и превращаются из плохих героев в хороших. И конечно же изюминкой этого произведения является сказочное животное Тянитолкай, которое своим образом очаровывает и влюбляет всех присутствующих.
В финале, как и положено, побеждает дружба. Что же касается детишек, то их радости нет предела, ведь они увидели живыми уже знакомых им книжных героев. И, конечно же, поверили в то, что герои эти самые что ни на есть настоящие.
Эксцентричный и невероятно веселый спектакль «Доктор Айболит» несет в себе воспитательный подтекст на примере персонажей, объясняя юным зрителям, что такое добро и зло, подлость и мужество, предательство и дружба. Удивительная сказочная атмосфера заставляет смотреть разворачивающееся представление и маленьких и взрослых, затаив дыхание.
Мнения:
Юрий Выскубенко, постановщик балета: «Удивительно характерная, живая и наполненная образами музыка Игоря Морозова толкнула на постановку именно этого балета. Ставить детский спектакль сложно, но очень интересно. Я пробовал себя как хореограф в миниатюрах серьезного плана. Столкнувшись с постановкой детского спектакля, я старался посмотреть на окружающий мир глазами ребенка, для того, чтобы впоследствии дети чувствовали происходящее на сцене, были вовлечены в процесс и выносили для себя какой-то смысл, были человечными. Я полностью пересмотрел динамику действия, выстроил фабулы, что бы это было непрекращающееся, льющееся, нескучное действие. Пришлось купировать музыку некоторых персонажей, вставить па де де главных героев Танечки и Ванечки. Партитура балета была написана для 4-х актного балета, а я поставил 2-х актный, но по насыщенности он ничем не отличается. Каждый персонаж балета имеет яркий, особенный образ и свой характер. Работая над спектаклем, я получил истинное удовольствие, раскрыл что это моя жизнь, мне интересно…»
Яковлев Андрей, дирижер Государственного академического детского музыкального театра им. Н.И.Сац, заслуженный артист России, лауреат премии Правительства России, поделился своими впечатлениями: «Нами была проведена очень плодотворная совместная работа. Единственная сложность, с которой пришлось столкнуться оркестру, это очень объемный нотный материал написанный композитором. В клавире номерная структура, которая позволяет переставлять номера. Вся партитура составляет 1500 страниц. Музыка настолько выразительная, характерная, яркая, образная, что не соединить ее с танцем просто невозможно. Такое ощущения, что создавая «Доктора Айболита» Игорь Морозов с улыбкой посвящал его союзу композиторов России. Например, в вариации Танечки идет посвящение С. Прокофьеву, Танечка и Ванечка в темнице - из первой симфонии Д. Шостаковича, лечение обезьян, короткий номер, посвящение Л. Половинкину, в номерах с Бармалеем – А.Хачатурян. Это не подражание, это все посвящение, сделанное с большим восхищением, любовью, вкусом и юмором!…»
Виктор Проворов, руководитель театрального проекта: «Идея создания балета «Доктор Айболит» зародилась давно. Она очень коварная, поскольку спектакль многие десятилетия с огромным успехом шел на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Замахнувшись на «Доктора Айболита» мы ставили очень большую задачу. Очень тщательно велась работа над драматургической и музыкальной линиями спектакля. Сегодняшняя постановка это новая редакция балета Игоря Морозова. Нам хотелось, чтоб этот балет был молодых. Над спектаклем увлеченно трудилась молодежная команда. Юрий Выскубенко увлекся и работал над постановкой с горящими глазами, предлагал новые идеи и решения. Внес идею с масками, которые увидел в Америке. Театр вложил в этот спектакль и душу, и сердце, и время… »
Владимир Кириллов, художественный руководитель балета, народный артист России: «Задача художественного руководителя пригласить для постановки спектакля интересного балетмейстера. Для того что бы найти этого талантливого постановщика театр решил провести конкурс молодых балетмейстеров среди пяти хореографических ВУЗов, где победителю дается возможность постановки спектакля в детском театре. Мы выбрали Юрия потому, что он один из немногих решил в своем конкурсном отрывке «Три поросенка» детскую тему. Это прозвучало свежо, с хорошей фантазией и за это он получил возможность поставить в театре свой балет…»
Фото Ольги Кузнецовой и из архива театра
Автор: Анна Чернецова
Просмотров 10265