Две наши соотечественницы, ныне живущие в Швеции, Наталья Вригхед и Галина Албрехтссон, основали в скандинавской стране новое танцевальное направление – балет с предметом. Это эстетический союз двух прекрасных разновидностей движения: грации классического балета и ритмики художественной гимнастики. Такого рода танец позволяет делать художественные, сценические открытия, а у педагога появляются совершенно новые возможности для развития дарований учеников. Секретами своего открытия и историей создания необычной балетной школы с «Танцевальным клондайком» поделилась Наталья Вригхед.
'Классический балет представляет собой старинный вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается через хореографические образы… Художественная гимнастика – это женский вид спорта, основанный на искусстве координирования движения тела с предметом и музыкально-артистическим исполнением. Обучение балету с предметом основывается на сочетании приемов классического балета и художественной гимнастики. Учащиеся учатся стоять и танцевать на пуантах, одновременно овладевая одним из предметов художественной гимнастики: лентой, мячом, обручем, булавой и т.д.' (Из образовательной программы школы «Wackra Rosen»).
- Десять лет назад Вы приехали в Швецию, а сегодня являетесь руководителем частной балетной школы классического танца с предметом «Wackra Rosen». Здесь Вашу школу называют школой русского балета. Расскажите, с чего Вы начинали. Как родилась идея сочетания гимнастики и классического балета?
- У меня два образования – балетное и по художественной гимнастике. Для гимнастики нужны специфические данные, особенная фактура и строение тела. Здесь не так много детей, которые могли бы профессионально заниматься ею. Многих пугает большой процент травматизма в спорте. Поэтому гимнастикой занимаются только избранные. Классический балет предъявляет не меньше требований к физическим данным, и балетными звездами могут стать тоже не многие.
Мы объединили эти два направления, и у детей появилось больше шансов проявить себя в творчестве. Если ребенок не может, скажем, сделать полтора шпагата, то это можно компенсировать плавностью движений, стройностью балетных линий. Если ему не очень подходят занятия на пуантах, мы делаем акцент на владение предметом. Считаем, что в этом синтезе гимнастики и балета у человека больше возможностей выразить себя, есть возможность попробовать себя и в том, и в другом...
- С чего вы начинали?
- С того, что развесили пять объявлений о наборе. На первое занятие пришли пять девочек в возрасте от 6 до 8 лет. И мы начали заниматься по адаптированной программе классического балета. Но со временем я увидела, что детей утомляет однообразие балета. Урок у нас длится 45 минут, и в последней его трети мы стали вводить в занятия предмет, просто так, ради игры и забавы, чтобы дети могли отдохнуть и расслабиться. Так все само собой и родилось.
Первый танец на пуантах с предметом я исполнила сама – это был «Венский вальс». Идея многим пришлась по вкусу, а главное, вызвала неподдельный интерес у детей и резко повысила их желание заниматься.
- Сегодня Вашей школе уже пять лет. Сколько мальчиков и девочек в ней обучается?
- Пятьдесят девочек и один мальчик. У нас очень многонациональный район. Среди наших учеников 15 % - русские, 10 % - испанки, есть армянские девочки, есть турецкие, финские и, конечно же, шведские. Они дружат. Вместе танцуют одни танцы. Очень хорошо общаются между собой на шведском и английском языках. С межнациональными разногласиями мы никогда не сталкивались. Занятия я веду на шведском языке, а после не прочь поболтать с девочками на русском, многие его знают очень хорошо.
- Сколько у вас занятий в неделю?
- Младшая группа занимается всего один час. Старшие девочки - два раза в неделю, по одному часу.
- Сколько стоит обучение в Вашей школе?
- В Швеции балет считается свободным видом деятельности и очень дорогим удовольствием для обучающихся. Один час занятий в неделю в нашей школе стоит десять долларов, один месяц обучения - сто двадцать долларов.
- Какие еще танцевальные коллективы есть в Вашем районе, существует ли между ними конкуренция?
- Коллективов мало, уровень обучения невысок. Поэтому и конкуренции, естественно, нет никакой. Мои знания позволяют заниматься с детьми профессионально. В Швеции нет такого понятия как педагог дополнительного образования. Нет вузов и курсов, которые готовят таких педагогов.
- Часто ли выступают воспитанники Вашей школы?
-Раз в полгода мы представляем отчетно-показательные выступления всех групп на суд родителей и администрации города. Наши концертные программы пользуются популярность в посольствах, нас приглашают выступать на различных общественных собраниях, где всегда много зрителей, и выступления детей принимаются очень тепло. Раз в год мы имеем возможность принять участие в фестивале детского творчества в Стокгольме. И регулярно выступаем в церкви.
- В церкви?!
- Да. Протестантская вера очень демократична. Если говорить коротко, здесь церковная служба – это общение и с Богом, и людей друг с другом. И в понимании здешнего общества выступление детей - это не просто развлечение, но очень важный аспект воспитательно-религиозной деятельности. Концерты в церкви уже много лет являются моей основной работой. Естественно, при этом в танцах меньше внимания уделяется технике, академическому исполнению, основа выступлений - сюжетный, духовный танец. Исполняемый во время службы или после нее, он является частью проповеди. Бывают семейные вечера в церкви со службой для детей: читается детская библия, и мы исполняем два или три танца на библейские сюжеты.
- Вы упомянули, что принимаете участие в Фестивале детского творчества в Стокгольме. Как проводится этот фестиваль, кто его участники?
- Фестиваль организуется силами частных танцевальных школ. Участие в нем принимают коллективы разных жанров и направлений. Мы охотно платим по 10 долларов за каждого участника, чтобы иметь возможность выступить, получить оценку и памятные подарки.
- Кто, кроме родителей, финансирует Вашу школу?
- Есть отдел культуры нашего района, и там наша школа получает помощь от государства. Сумма его взноса зависит от нашего творческого роста и от количества концертов, в которых мы выступаем по приглашению местной власти. Ее участие позволяет нам оплачивать аренду зала и шить костюмы.
- Костюмы вы шьете сами, покупаете в магазинах или заказываете в ателье?
- Девяносто процентов нарядов заказываем в Одесском оперном театре. Коллекцию костюмов обновляем каждое лето. Родители иногда дополняют их какими-то украшениями или подгоняют платья по фигуре.
- Присутствуя на Ваших занятиях, я обратила внимание на высокий уровень исполнительского мастерства юных воспитанниц. А еще отметила, что эстетику исполнения движений дополняет аккуратная, красивая и профессиональная форма. Как дорого обходится родителям приобретение одежды для танцев и какой фирме отдается предпочтение?
- В Стокгольме есть сеть магазинов, которая предлагает одежду шведского производства. Каждый сезон ассортимент отдела балета полностью обновляется. Все стоит недорого т.к. рассчитано на любительские занятия детей до 8 лет. Подобрать форму (купальник, балетки и юбочку) можно за 20-50 долларов. Девочки старшего возраста приобретают форму в профессиональных балетных магазинах где все, напротив, очень дорого. Один купальник может стоить от 40 долларов и выше.
- Как давно Вы знакомы с проектом «Танцевальный Клондайк»?
- Первый раз увидела Вашу газету в Швеции примерно полгода назад. Внимательно изучив ее, я решила написать вам и пригласить в Стокгольм для знакомства с нашей школой. Для меня явилось открытием, что «Танцевальный Клондайк» - не только газета, но и журнал-справочник, и календарь танцевальных событий, и насыщенный сайт. Теперь он стал нашим настоящим другом и помощником.
Татьяна БОГОЯВЛЕНСКАЯ, фото: Сергей ПИЧУРИЧКИН
Стокгольм-Москва
Просмотров 12456