12/02Магия таланта
Бурятский академический театр оперы и балета готовится к празднованию 80-летия со дня рождения народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой. Театр представит выставку, посвященную великой бурятской балерине, и знаменитый спектакль «Красавица Ангара».  Ее имя стало легендой при жизни, легендой, которую невозможно забыть. Первая профессиональная бурятская балерина, первая и единственная, удостоенная высокого звания народной артистки СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки, она четыре десятилетия танцевала на сцене нашего театра, и каждое выступление становилось событием театральной жизни республики. Искусствоведы писали о ней как об одной из наиболее ярких балерин в стране, поэты называли бурятской Улановой, зрители не уставали восхищаться ее талантом, выражая свой восторг аплодисментами и цветами. Танцу Ларисы Сахьяновой рукоплескали во многих странах мира. В Японии, Канаде, Иране, Афганистане, Италии, Финляндии, Китае, Болгарии, Чехословакии, Югославии балерина вместе с партнером народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии РСФСР Петром Абашеевым достойно представляла искусство нашей страны. Родилась Л.П. Сахьянова 13 февраля 1930 года в селе Кырен Тункинского района БМАССР. Детство и юность прошли в тридцатые-сороковые годы в Москве. Родители, работники Коминтерна, часто бывали в разъездах, и с шести лет маленькая Лариса воспитывалась тетей. В семь лет Лариса по настоянию тети поступила в Московское хореографическое училище при Большом театре. Конкурс в училище был велик, но она его выдержала. Лариса не знала тогда, как много для нее будет значить эта победа впоследствии. Осознанное отношение к искусству, любовь к театру пришли значительно позднее. Л. Сахьянова обучалась у известных мастеров-педагогов Е.А. Лапчинской, Л.И. Рафаиловой и М.М. Леонтьевой. В старших классах училища одним из педагогов Ларисы была С. Мессерер. Она вспоминала: «Лариса пришла в сороковые годы в мой класс Московского хореографического училища юной прелестной девочкой. Для нее и ее партнера я ставила адажио – танец в ярком восточном стиле. Она уже тогда великолепно танцевала, хотя была еще очень юной». В 1946 году, после окончания училища Л. Сахьянову приняли в труппу Бурятского музыкально-драматического театра. В первые сезоны участвовала в массовых сценах, танцевала в небольших сольных эпизодах. Но было что-то необъяснимое, выделявшее ее из общего танцевального ансамбля. Наверное, то, что впоследствии назовут «магией подлинного таланта». Сахъянова часто с большой теплотой и благодарностью вспоминала хореографа М.С. Арсеньева, педагога-репетитора Т.К. Глязер и художественного руководителя театра Г.Ц. Цыдынжапова, оказавших большую помощь и поддержку в первые годы ее работы. В 1948 году в театре была осуществлена постановка балета «Лебединое озеро» балетмейстером К.А. Есауловой. Партия Одетты была поручена в этом спектакле Л. Сахьяновой. Спектакль имел огромный успех. Общественность и пресса отмечали, что Сахьянова рождена для роли сказочной девушки-лебедя. Спустя некоторое время ей доверили и партию Одиллии. Известно, что для балерины Одетта-Одиллия является одной из труднейших партий классического репертуара. Здесь необходимо безупречное владение всеми элементами искусства классического танца. К тому же надо раскрыть и показать два противоположных характера: Одетту – романтичную, поэтичную девушку, олицетворявшую собой силу добра и справедливости, и коварную обольстительную Одиллию. Благодаря несомненному таланту Ларисы Сахьяновой, ее исключительной музыкальности, трудолюбию исполнение партии Одетты-Одиллии проходило в полном слиянии хореографии, музыки и драматической игры. Роль Одетты-Одиллии с самого начала являлась одной из основных и любимых партий репертуара Л. Сахьяновой. Позже, в 60-е годы, блистательный дуэт Лариса Сахьянова и Петр Абашеев первым из представителей хореографического искусства Бурятии танцевал балетную классику на сценах Европы. Большим событием в творческой жизни балерины стала встреча с выдающимся мастером балетного искусства, хореографом, народной артисткой СССР М.Т. Семеновой и совместная поездка на гастроли в Японию в составе концертной группы «Большой балет Советского Союза». Работа с балетмейстером высокого класса внесла в танцевальную технику Л. Сахьяновой черты более совершенного мастерства. «Природа подарила ей облик, созданный для танца: мягкую прелесть удлиненных линий, руки, источающие музыку, удивительную способность к полетам». Л. Сахьянова уверенно входила в пору расцвета своего балетного дарования. Техника классического танца была доведена до совершенства. Ее танцы восхищали динамической экспрессией широких стремительных полетов, сверкающими вращениями, чеканной отделкой мелких движений на пальцах, удивительной легкостью и смелостью в преодолении любых технических трудностей. Ей были исполнены почти все ведущие партии в спектаклях классического и советского балетного репертуара: Раймонда, Эсмеральда, Лауренсия, Гаянэ в одноименных балетах, Никия в «Баядерке», Франциска в «Голубом Дунае», Сари в балете «Тропою грома», Хозяйка медной горы в «Каменном цветке», Эгина в «Спартаке», Китри в «Дон Кихоте», Клеопатра в «Антонии и Клеопатре», Кармен в «Кармен-сюите» и другие. И всегда она была разная, всегда другая. Уникальные природные данные, профессионализм, артистическая и музыкальная одаренность, самобытность личности – все это открывало бесконечный простор для воплощения разных характеров. Каждый из образов в исполнении балерины становился художественным откровением, вызывая ответные чувства зрителей. В одном из интервью на вопрос «Что дают Вам встречи со зрителем?» Сахьянова ответила: «Я их люблю. … Помню один из вечеров в Хабаровске – закончился спектакль, шел дождь, но люди ждали меня на улице, обнимали, целовали, даже плакали. Чувство любви в этот вечер было обоюдным, другим оно быть и не может. В этом счастье артиста и задача искусства, мы были едины в стремлении быть красивее, чище, добрее, выше духом». Ларисе Сахьяновой принадлежит большая заслуга в развитии бурятской хореографии. Она была активной участницей создания всех бурятских балетов. Яркие образы бурятских девушек, созданные Л. Сахьяновой, явились эталоном для будущих исполнительниц: Ангара – «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова, Сэсэг – «Во имя любви» Ж. Батуева и Б. Майзеля, Мечта – «Цветы жизни» Ж. Батуева, Алтан – в первом бурятском балете «Свет над долиной» С. Ряузова. «Вообще, сохранение национального колорита в танцах – это одна из очень больших и сложных задач. Это сокровище наше. Если все будет однотипно, сколько красок пропадет, нужных народу, людям!» – говорила Л. Сахьянова. Во второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве в 1959 году Сахьянова танцевала Ангару в «Красавице Ангаре» и Сэсэг в балете «Во имя любви». В период декады много было написано положительных рецензий и отзывов о спектаклях театра оперы и балета. Лариса Сахьянова и Петр Абашеев стали подлинными соавторами балетмейстера М. Заславского в создании образов Анагры и Енисея. 17 марта 1972 года начался новый этап в сценической истории «Красавицы Ангары» – состоялась премьера новой редакции постановки этого самого популярного и любимого национального балета. С ней по праву разделил успех и Петр Абашеев. В 1973 году участники постановки были удостоены Государственной премии РСФСР имени М. Глинки. Лауреатами стали композиторы Л. Книппер, Б. Ямпилов, балетмейстер М. Заславский, художник А. Тимин, танцовщики Л. Сахьянова и П. Абашеев. Искусство балерины пользовалось большим признанием. Ярким тому подтверждением стали гастроли театра в 1979 году в Москве и Ленинграде. Спектакли, концерты с участием Ларисы Сахьяновой, ее творческие вечера вызвали восторженный прием столичного зрителя и получили самую высокую оценку ведущих деятелей культуры, искусствоведов. Творчество Л. Сахьяновой – это не только история бурятского балета, это и его настоящее. С 1961 года, со времени основания Бурятского хореографического училища, она преподавала в нем, многие годы была художественным руководителем и воспитала вместе с П. Абашеевым целую плеяду талантливых учеников. Сейчас уже их ученики растят следующую смену…
Фото из архива БГАТОиБ
Автор: Светлана Малахирова
Просмотров 7661
Последние новости
| |
|
|
|
Новости ПолянаАртФест С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.
Конференции, мастер-классы ...Урал Опера Балет В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.
Сказки Перро"ПолянаАртФест Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.
Старт приема заявокМулен Руж Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела.
Скончалась балетмейстер Джанет ФараонАртисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь" Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.
И это прекрасно! Балетный спектакль "Две Анны" В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.
БДТ, Санкт-ПетербургЭдиповы па Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.
"Лебединое озеро" Патриса БартаTURAN-IAF приглашает! IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.
02 мая - 07 мая 2025 годаOne Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024 И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.
|
|
|
|
|
|
Публикации Иклюзивные балы в России Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.
К новым высотамТворец должен быть недоволен собой Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...
Владимир Васильев встретил свое 85-летие Тамара Карсавина Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.
Таточка стала действительно одной из насПро шоу Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.
Состовляющие шоуПриморье переживает массовое увлечение балетом - Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.
Почему в Приморье?Что такое классический русский балет? Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позднейшие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы разглядеть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть
8 вещей, которые важно знатьТанцы Африки: ритм и истоки При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.
Стили танца АфрикиБалетмейстер и хореограф: в чем разница? В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.
Две стороны одной медалиВедение социальных сетей - одно из самых важных правил В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?
|
|
|
|