12/02Магия таланта
Бурятский академический театр оперы и балета готовится к празднованию 80-летия со дня рождения народной артистки СССР Ларисы Сахьяновой. Театр представит выставку, посвященную великой бурятской балерине, и знаменитый спектакль «Красавица Ангара». Ее имя стало легендой при жизни, легендой, которую невозможно забыть. Первая профессиональная бурятская балерина, первая и единственная, удостоенная высокого звания народной артистки СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки, она четыре десятилетия танцевала на сцене нашего театра, и каждое выступление становилось событием театральной жизни республики. Искусствоведы писали о ней как об одной из наиболее ярких балерин в стране, поэты называли бурятской Улановой, зрители не уставали восхищаться ее талантом, выражая свой восторг аплодисментами и цветами. Танцу Ларисы Сахьяновой рукоплескали во многих странах мира. В Японии, Канаде, Иране, Афганистане, Италии, Финляндии, Китае, Болгарии, Чехословакии, Югославии балерина вместе с партнером народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии РСФСР Петром Абашеевым достойно представляла искусство нашей страны. Родилась Л.П. Сахьянова 13 февраля 1930 года в селе Кырен Тункинского района БМАССР. Детство и юность прошли в тридцатые-сороковые годы в Москве. Родители, работники Коминтерна, часто бывали в разъездах, и с шести лет маленькая Лариса воспитывалась тетей. В семь лет Лариса по настоянию тети поступила в Московское хореографическое училище при Большом театре. Конкурс в училище был велик, но она его выдержала. Лариса не знала тогда, как много для нее будет значить эта победа впоследствии. Осознанное отношение к искусству, любовь к театру пришли значительно позднее. Л. Сахьянова обучалась у известных мастеров-педагогов Е.А. Лапчинской, Л.И. Рафаиловой и М.М. Леонтьевой. В старших классах училища одним из педагогов Ларисы была С. Мессерер. Она вспоминала: «Лариса пришла в сороковые годы в мой класс Московского хореографического училища юной прелестной девочкой. Для нее и ее партнера я ставила адажио – танец в ярком восточном стиле. Она уже тогда великолепно танцевала, хотя была еще очень юной». В 1946 году, после окончания училища Л. Сахьянову приняли в труппу Бурятского музыкально-драматического театра. В первые сезоны участвовала в массовых сценах, танцевала в небольших сольных эпизодах. Но было что-то необъяснимое, выделявшее ее из общего танцевального ансамбля. Наверное, то, что впоследствии назовут «магией подлинного таланта». Сахъянова часто с большой теплотой и благодарностью вспоминала хореографа М.С. Арсеньева, педагога-репетитора Т.К. Глязер и художественного руководителя театра Г.Ц. Цыдынжапова, оказавших большую помощь и поддержку в первые годы ее работы. В 1948 году в театре была осуществлена постановка балета «Лебединое озеро» балетмейстером К.А. Есауловой. Партия Одетты была поручена в этом спектакле Л. Сахьяновой. Спектакль имел огромный успех. Общественность и пресса отмечали, что Сахьянова рождена для роли сказочной девушки-лебедя. Спустя некоторое время ей доверили и партию Одиллии. Известно, что для балерины Одетта-Одиллия является одной из труднейших партий классического репертуара. Здесь необходимо безупречное владение всеми элементами искусства классического танца. К тому же надо раскрыть и показать два противоположных характера: Одетту – романтичную, поэтичную девушку, олицетворявшую собой силу добра и справедливости, и коварную обольстительную Одиллию. Благодаря несомненному таланту Ларисы Сахьяновой, ее исключительной музыкальности, трудолюбию исполнение партии Одетты-Одиллии проходило в полном слиянии хореографии, музыки и драматической игры. Роль Одетты-Одиллии с самого начала являлась одной из основных и любимых партий репертуара Л. Сахьяновой. Позже, в 60-е годы, блистательный дуэт Лариса Сахьянова и Петр Абашеев первым из представителей хореографического искусства Бурятии танцевал балетную классику на сценах Европы. Большим событием в творческой жизни балерины стала встреча с выдающимся мастером балетного искусства, хореографом, народной артисткой СССР М.Т. Семеновой и совместная поездка на гастроли в Японию в составе концертной группы «Большой балет Советского Союза». Работа с балетмейстером высокого класса внесла в танцевальную технику Л. Сахьяновой черты более совершенного мастерства. «Природа подарила ей облик, созданный для танца: мягкую прелесть удлиненных линий, руки, источающие музыку, удивительную способность к полетам». Л. Сахьянова уверенно входила в пору расцвета своего балетного дарования. Техника классического танца была доведена до совершенства. Ее танцы восхищали динамической экспрессией широких стремительных полетов, сверкающими вращениями, чеканной отделкой мелких движений на пальцах, удивительной легкостью и смелостью в преодолении любых технических трудностей. Ей были исполнены почти все ведущие партии в спектаклях классического и советского балетного репертуара: Раймонда, Эсмеральда, Лауренсия, Гаянэ в одноименных балетах, Никия в «Баядерке», Франциска в «Голубом Дунае», Сари в балете «Тропою грома», Хозяйка медной горы в «Каменном цветке», Эгина в «Спартаке», Китри в «Дон Кихоте», Клеопатра в «Антонии и Клеопатре», Кармен в «Кармен-сюите» и другие. И всегда она была разная, всегда другая. Уникальные природные данные, профессионализм, артистическая и музыкальная одаренность, самобытность личности – все это открывало бесконечный простор для воплощения разных характеров. Каждый из образов в исполнении балерины становился художественным откровением, вызывая ответные чувства зрителей. В одном из интервью на вопрос «Что дают Вам встречи со зрителем?» Сахьянова ответила: «Я их люблю. … Помню один из вечеров в Хабаровске – закончился спектакль, шел дождь, но люди ждали меня на улице, обнимали, целовали, даже плакали. Чувство любви в этот вечер было обоюдным, другим оно быть и не может. В этом счастье артиста и задача искусства, мы были едины в стремлении быть красивее, чище, добрее, выше духом». Ларисе Сахьяновой принадлежит большая заслуга в развитии бурятской хореографии. Она была активной участницей создания всех бурятских балетов. Яркие образы бурятских девушек, созданные Л. Сахьяновой, явились эталоном для будущих исполнительниц: Ангара – «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова, Сэсэг – «Во имя любви» Ж. Батуева и Б. Майзеля, Мечта – «Цветы жизни» Ж. Батуева, Алтан – в первом бурятском балете «Свет над долиной» С. Ряузова. «Вообще, сохранение национального колорита в танцах – это одна из очень больших и сложных задач. Это сокровище наше. Если все будет однотипно, сколько красок пропадет, нужных народу, людям!» – говорила Л. Сахьянова. Во второй декаде бурятского искусства и литературы в Москве в 1959 году Сахьянова танцевала Ангару в «Красавице Ангаре» и Сэсэг в балете «Во имя любви». В период декады много было написано положительных рецензий и отзывов о спектаклях театра оперы и балета. Лариса Сахьянова и Петр Абашеев стали подлинными соавторами балетмейстера М. Заславского в создании образов Анагры и Енисея. 17 марта 1972 года начался новый этап в сценической истории «Красавицы Ангары» – состоялась премьера новой редакции постановки этого самого популярного и любимого национального балета. С ней по праву разделил успех и Петр Абашеев. В 1973 году участники постановки были удостоены Государственной премии РСФСР имени М. Глинки. Лауреатами стали композиторы Л. Книппер, Б. Ямпилов, балетмейстер М. Заславский, художник А. Тимин, танцовщики Л. Сахьянова и П. Абашеев. Искусство балерины пользовалось большим признанием. Ярким тому подтверждением стали гастроли театра в 1979 году в Москве и Ленинграде. Спектакли, концерты с участием Ларисы Сахьяновой, ее творческие вечера вызвали восторженный прием столичного зрителя и получили самую высокую оценку ведущих деятелей культуры, искусствоведов. Творчество Л. Сахьяновой – это не только история бурятского балета, это и его настоящее. С 1961 года, со времени основания Бурятского хореографического училища, она преподавала в нем, многие годы была художественным руководителем и воспитала вместе с П. Абашеевым целую плеяду талантливых учеников. Сейчас уже их ученики растят следующую смену…
Фото из архива БГАТОиБ
Автор: Светлана Малахирова
Просмотров 7496
Последние новости
| |
|
|
|
Новости DANCE ОКОЛИЦА Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб. Заявки принимаются!НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас! 25 ноября 2023 годаЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно. Цель проекта - выстроить мост.НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ. Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение. Количество мест ограничено.ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А. Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 24 - 31 июля«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле. 17 и 18 февраляDANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ! На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством. 18-19 марта 2023Спектакль «12 стульев» в Ярославле Это первый танцевальный вариант известного произведения. Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова. 22 октября в 17,00Получите уникальные знания и методики! Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально". |
|
|
|
|
|
Публикации ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ. Известные соревнования ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром. ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. Премьера 11 января 1940МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем». А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии. Беляков в роли ГиреяОт истока к людям Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край. Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбляВ Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева" Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. Инесса Плескачевская решила писать книгу В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец 28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB. Первым результатом работы IZOTOP.LAB сталВладимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь" Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами. – Она очень разная. Можешь думать, что никомуИван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. |
|
|
|