На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1254; публикаций 1279; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
09/09Salto-mortale в музее Цветаевых

Вроде бы недалёкий от культуры человек, я до этой весны ни разу не был в музее семьи Цветаевых, что в Ново-Талицах, хотя знаю о нём и постоянно вижу, что там проходят неординарные мероприятия. И сейчас, наверное, не собрался бы, если бы не новость о выходе книги некоего Евгения Чернова, кандидата искусствоведения, педагога и основателя музея в государственном училище циркового и эстрадного искусства. Книга называется «Salto-mortale» Валерии Цветаевой».

Кто такая эта Валерия – спросил я, – поэтессу Марину знаю и мемуары её сестры Анастасии, конечно же, читал. Оказалось что Валерия – это их старшая сестра, дочь Ивана Владимировича Цветаева (основателя и первого директора Музея изящных искусств имени императора Александра III в Москве на Волхонке, ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) и его первой жены Варвары Дмитриевны, урожденной Иловайской. И ещё оказалось, что Валерия была человеком талантливым и весьма интересным. Об этом мне рассказала Елена Шведова, научный сотрудник и главный хранитель музея семьи Цветаевых – человек, буквально живущий музеем и историей великой семьи. Сначала она провела двухчасовую экскурсию, во время которой я буквально потерял счёт времени, а потом мы сидели и пили чай, говоря о семье Цветаевых.

Вот что рассказала Елена Шведова о Валерии Цветаевой: - Фамилия Цветаевы у большинства вызывает в памяти имя Марины – одного из крупнейших поэтов XX века. Потом, конечно, вспоминают её отца, Ивана Владимировича, основателя Музея изобразительных искусств в Москве. Младшую сестру Анастасию, написавшую подробные воспоминания о семье, тоже хорошо знают. Имя же Валерии Цветаевой, к сожалению, многим совершенно неизвестно. А она была человеком очень талантливым, увлекающимся – занималась пением, живописью, танцами. После Октябрьской революции в России открывалось огромное количество танцевальных и пластических школ и Валерия на волне всеобщего увлечения тоже занимается пластическим танцем в студии Людмилы Алексеевой – ученицы Эллы Рабенек, последовательницы Айседоры Дункан. Айседора освободила женщин от корсета, сняла с них пуанты, и те бросились танцевать – в независимости от телосложения, возраста и социального положения. Валерия Цветаева занималась экспериментами с телом. Почти все студии пластики разрабатывали собственный тренаж, считавшийся лучше и эффективнее, чем у коллег, но между ними сложилось нечто вроде разделения труда: одни руководители студий – как Валерия Цветаева и Людмила Алексеева – предпочитали преподавательскую деятельность, другие создавали собственные театры танца, третьи занимались постановочной деятельностью в существующих театрах. Общим для них было то, что все они так или иначе связаны с Дункан. Тогда таких студий было огромное количество – отдельно балетные школы, отдельно вот такие пластические, из которых позже выросла художественная гимнастика. В том числе все эти пирамиды из людей на спортивных парадах – это результат наработок в том числе Валерией Цветаевой. Тогда же страна экспериментировала, во всех сферах шли эксперименты и люди, занимающиеся искусством, отходили от классических канонов. И получается, что в семье Цветаевых тогда не только Марина была ломателем традиций и новатором.

 

Сама Валерия в танец пришла поздно, ей было уже за 30 – сейчас в таком возрасте уже заканчивают профессиональную карьеру, но её школа считалась одной из лучших в Москве, она собрала звездный состав педагогов. Под руководством Валерии Цветаевой студийцы занимались в помещении ВХУТЕМАСа, сдвинув в сторону мольберты. Уроки пластического движения, на которых «учащиеся не просто осваивали танцевальные движения, а настраивались на особый, возвышенный лад для приобщения к таинствам искусства», вела сама Валерия. Подобно Айседоре, она требовала, чтобы физическому движению предшествовало движение души: «прежде чем совершить прыжок, надо внутренне вознестись, ощутить себя в полете». Кроме пластики в школе преподавали акробатику, жонглирование, «эксцентрику», то есть клоунаду, а также пантомиму, классический станок и ритмику.

В итоге в 1923 году ее студия «Искусство движения» получила статус государственной и смогла избежать участи, вскоре постигшей другие частные школы танца, которые были закрыты указом Моссовета в 1924 году. Тогда уже политика авангарда сворачивалась, на него начались гонения. Курсы Цветаевой дожили до 1932 года, после чего Цветаева продолжала давать частные уроки в своей единственной огромной комнате в многонаселенной коммуналке. Одним словом, Валерия и её студия жили вместе со своей страной. Она единственная из семьи Цветаевых, кто оказался нерепрессированным – наверное из-за того, что тогда же, в 1932 году они с мужем арендовали в Тарусе землю на 50 лет и построили на ней дом, в котором Валерия проводила большую часть года, только на зиму возвращаясь в Москву. Цветаева мечтала основать в Тарусе Школу искусства движения, «но времена изменились, начались репрессии, затем война…»

По сути, это был её добровольный уход за 101 километр, где не трогали и не притесняли – многие тогда так делали. Но Таруса – это же все-таки не какой-нибудь Александров, где урки и прочие уголовные радости. Это место, где Валерия провела часть счастливого детства, там соответствующее окружение. Так сложилось, что к 1932 году в там уже жили поэты, художники, музыканты. И да, это было вполне себе подходящее место для того, чтобы уехать из Москвы. Валерия пыталась и там давать уроки пластики, надеялась возродить школу, но время поменялось, всё стало значительно сложнее. Но тем не менее, Валерия жила в Тарусе полноценной творческой насыщенной жизнью.

Как я сама пришла к Валерии Цветаевой? Конечно, я пришла работать сюда, в музей, привлечённая именем Марины. Как любая девочка я в 15 лет стала читать поэзию, пришла к папе и говорю: «Дай мне, пожалуйста, что-нибудь». И он выдал мне томик Марины Цветаевой, чем, в общем-то, решил мою судьбу – в Марину я влюбилась безоглядно и навсегда. И дальше читала маринино всё, что доставала: и стихи, и дневники, и записные книжки, и переписку. И о существовании Валерии я, конечно, знала из «Дома у Старого Пимена и из «Черта», да много, где еще она упоминается. Но об этом периоде жизни и творчества Валерии я узнала, уже работая в музее, в какой-то момент поняла, что Валерия забыта совершенно несправедливо. И решила, что она достойна и внимания, и уважения, и почтения. А может, просто пришло время для того, чтобы это она и её жизнь вышли из тени.

Валерия не прожила свою жизнь в тени великих сестёр Марины и Анастасии, она сама отдельная величина. Но немножко в стороне – она занималась другим, будучи равновеликой им. Вообще я считаю, что это была равновеликая семья во главе с великим отцом.

Валерия всё время была на пике нового, интересного – она всё отслеживала, принимала участие во многих экспериментах. А её студия – это что-то совершенно наисвежайшее и наиновейшее для того времени. То, что она делала не было мейнстримом, направление только зарождалось, а Валерия была одним из его авторов. Она всю жизнь занималась творчеством, находясь в некоей точке отсчёта, в которой всегда можно и нужно что-то делать – больше, лучше, дальше. Валерия была творцом, но при этом как и отец обладала талантом находить точки соприкосновения с властью, не становиться маргиналом, не уходить в подполье. Но и не становилась конформисткой – а это редкий талант.

Сегодня у нас в музее хранится архив Валерии Цветаевой, долгие годы считавшийся утраченным. Это собрание документов, относящихся к работе Валерии над её студией «Искусство движения» – редкие фотографии, оригиналы негативов, рисунки, эскизы костюмов, газеты, журналы, вырезки из них. А нашел этот архив, систематизировал и передал в дар музею Евгений Петрович Чернов, кандидат искусствоведения, педагог ГУЦЭИ, заведующий методическим кабинетом и основатель музея «Государственного училища циркового и эстрадного искусства» имени А.М. Волошина. Тот самый, который написал книгу «Salto-mortale» Валерии Цветаевой». Первый тираж он издал сам в 2023 году – это было всего 40 экземпляров, а сейчас выходит второе. Спонсорскую поддержку оказала текстильная компания «Альфа-Трейд», которая активно поддерживает проекты в сфере культуры, особенно местные.

Я сама про Евгения Петровича узнала, когда собирала материалы о Валерии Цветаевой. О ней вообще не очень много информации есть: какие-то статьи, небольшие публикации... И вот в 2018 году, когда Валерии исполнялось 135 лет, наш музей сделал о ней выставку и силами трех ивановских музеев (Бурылинского, художественного и нашего, Цветаевского) была издана книга Валерии «Записки» – она тоже писала воспоминания, как и Марина, и Анастасия. У Марины это проза, написанная в 30-х годах, художественное произведение. Анастасия, познакомившись с тем, что написала Марина, начала писать свои воспоминания в пятидесятых. И Валерия, примерно тогда же писала свои записки. Мне кажется, это была попытка восстановить справедливость, потому что Марина не всегда честно обходилась с участниками событий, которые описывала, в том числе с Варварой Дмитриевной Иловайской, первой женой Ивана Цветаева, матерью Валерии.

В Марининых воспоминаниях Валерия представлена в странном свете, а кроме них информации мало – мне казалось, что это не до конца честно. Валерия была творческим человеком, а не той холодной ведьмоподобной красавицей, как у Марины. Это был человек, проживший полноценную интересную насыщенную жизнь со своими идеалами и принципами. И она достойна того, чтобы о ней знали, и чтобы о ней говорили. Хотя понятно же, что ей даже тогда не нужна бурная популярность.

Марина сама в одном из писем писала, что еще живы участники тех событий, которые она описывает, и они могут всерьез обидеться на то, как она преподносит некоторые истории – в них присутствовал вымысел, имели место интерпретации. Это же не биографическое произведение, а художественная литература. У Анастасии – это классические мемуары. Ивановская же книга же Валерии вышла под названием «Я в основе всегда художник», и в ней собрано всё, что она усела написать. Готовясь к юбилейному году и работая над выставкой, посвященной Валерии я искала любые материалы о Валерии, и мне периодически попадались то статья Евгения Чернова, то упоминание о нём. Я понимала, что этот человек тоже ведет исследовательскую работу, связанную с Валерией Цветаевой. Уже потом я узнала, что он долго искал архив её курсов искусства движения, считавшихся утраченным. Чернову, циркачу-профессионалу, были интересны пластические наработки Валерии Цветаевой. Он был искренне неравнодушен и заинтересован в том, чтобы найти материалы Валерии, сохранить их, ввести в научный оборот. И вот в нашу в группу ВКонтакте приходит коротенькое видеосообщение, где неизвестный мне человек держит в руках книгу о Валерии Цветаевой. Ничего не говорит, никаких комментариев. Просто книга, и он обложку со всех сторон показывает. Я вижу, что это сообщение от Евгения Чернова, и понимаю, что это тот самый Чернов. Тут у меня всё сошлось: раз он издал эту книгу, значит нашёл материалы Валерии и обработал их. Я в бурном восторге бегаю по музейному потолку (смеётся) и кричу: «Чернов! Нашёл! Издал!» Потом успокоилась, объяснила коллегам, кто такой Чернов и мы вступили с ним в переписку. Позже он нас с директором пригласил к себе в гости, подарил для музея книгу и сказал, что весь архив Валерии передаст именно нам.

Отдельная история – как Евгений Петрович нашёл тот архив. Он преподавал в цирковом училище и ему выделили помещение в подвале общежития для методического кабинета. Чернов начал его разгребать от мусора и хлама: битые стёкла, навалено всякого хлама, крысы бегают. И наткнулся на плетеную корзину, которую он в раздражении пнул и ушёл. Потом он возвращается, открывает её – и вот оно, чудо! – это был архив Валерии Цветаевой. Он его обработал и систематизировал: огромное количество фотографий и стеклянных негативов с пластическими этюдами, и на его основе за свой счет издал книгу «Salto-mortale» Валерии Цветаевой».

Эта книга не только о пластике, движении и тренировках. Она и о самой Валерии. Чернов ведёт с ней внутренний диалог, общается – она для него живой человек, он как будто задаёт ей вопросы, находясь с Валерией в ментальной связи. Эта его книга – большое событие в мире цветаеведения, плюс это материал, который сама Валерия долгие годы считала утраченным. Есть документ, где она пишет, что архив студии пропал, что осталось какое-то количество фотографий и чего-то ещё... Она не знала, где находится та корзинка, на которую случайно наткнулся Чернов. Это большое чудо, что он всё нашёл и обработал – ведь это история десятилетнего существования пластической студии Валерии Цветаевой, подтверждённая документами. Это дело её жизни. И очень здорово получилось, что я когда-то «заманила» к нам в музей Елену Колесову («Альфа-Трейд»), рассказывала ей про музей, про эту прекрасную семью. А когда рассказала про Валерию и про забытый танец авангарда, про книгу, про архив, у Елены загорелись глаза, и она решила, что стоит представить эту книгу широкой публике, помочь с её изданием.

 




Просмотров 3328




Последние новости















 
 
Новости

Артист балета Полунин заявил, что уезжает из России
 

Артист балета Сергей Полунин собрался покинуть Россию. Об этом он сам сообщил в своем Telegram-канале. По словам артиста, сейчас его "душа не на месте". Полунин добавил, что Россия стала для него домом на многие годы и оказала огромную помощь в создании спектаклей.

Артист поблагодарил страну

3DВИГ. Фестиваль-Лаборатория
 

Каждый год мы сталкиваемся с новыми вызовами и открытиями, и в этот раз на фестивале 3DВИГ-2024 мы решили уделить особое внимание теме взаимодействия. В этом году мы пригласили уникальных хореографов.

Откровения организатора

Загадка "Щелкунчика"
 

В круговороте новостей под Новый год всегда важнейшим для нас становится балетный спектакль Большого театра, на который хочется попасть, да цены не пускают. Конечно, дело это связано не просто с вечными билетными спекулянтами, но в первую очередь с неистребимой тягой населения к высокому искусству.

Попробовала купить билет

Билеты на "Щелкунчика" в Большом театре поступят в продажу 2 декабря
 

Как сообщает Telegram-канал Большого театра, билеты на самый новогодний балет "Щелкунчик" можно будет купить 2 декабря с 10.00 утра исключительно на сайте театра. В кассах билетов не будет.

Продажи билетов на 30 и 31 декабря

Moscow Ball: то, за что мы любим это самый новогодний конкурс
 

Для всех любителей танца и поклонников старейшего Pro Am турнира Moscow Ball новогодние чудеса 2025 года начнутся уже 21 и 22 декабря. Все эти годы Moscow Ball удивлял участников, зрителей и судей масштабом, нововведениями, именитыми судьями и гостями, невероятно праздничными декорациями. 

Новый год — это невероятно душевно

Веди и следуй
 

С 5 ноября по 14 декабря 2024 года ФТСАРР реализует новый образовательный проект, учебно-тренировочные мероприятия по танцевальному спорту FROG NG. К участию в проекте приглашаются спортсмены в возрастных категориях Дети 1, Дети 2, Юниоры 1, Юниоры 2, Молодежь, Взрослые в европейской и латиноамериканской программах.

Итоги FROG NG

Путешествие по волнам сказок
 

В Санкт-Петербурге состоялся чемпионат России по секвею. В этом году была заявлена волшебная тема - "В гостях у сказки". Зрители, гости и судьи увидели 26 номеров - танцевальных сказок. В двух статьях мы расскажем подробнее об атмосфере этого чемпионата, поделимся с вами результатами, комментариями призеров и победителей.

Чемпионат России по секвею

ФЕВРАЛЬСКАЯ РАЗМИНКА: танцы и ватрушки
 

Прокачать себя. Наполниться мастерством. Попасть на Мастер-классы к лучшим хореографам. Открыть в себе новые ресурсы. Получить знания, которые помогут идти дальше. Увидеть лучшие танцевальные спектакли на большом экране.

21 - 23 ФЕВРАЛЯ 2025

В Красноярске состоялась премьера балета "Корсар"
 

В репертуар Красноярского театра оперы и балета вошел "Корсар". Его поставила московский балетмейстер Юлиана Малхасянц. Экс-солистка Большого театра сама танцевала в этом балете в редакциях Константина Сергеева, Юрия Григоровича, Алексея Ратманского и Юрия Бурлака. 

 
 
 
Публикации

Скрытые мотивы начинающих танцоров
 

Считается, что в первую очередь люди записываются в школы танцев, чтобы познакомиться с новыми людьми, досуг разнообразить, в форму себя привести. Ну, и научиться танцевать, конечно. Но ими могут двигать совершенно другие причины.

Скрытая цель

10 главных русских хореографов всех времен
 

Благодаря этим людям изначально западное искусство стало одним из высших выражений русского национального характера и представлений о прекрасном.  

Общественное достояние

Танцевальное кино помогает решить проблему взаимопонимания между людьми
 

Кинематограф и танцы – два таких разных, казалось бы, вида искусства. Как совместить кинематограф и танцы для достижения максимального эффекта, лучше всех знает Мила Комракова – российский сценарист и режиссер, работающая в жанре танцевального кино, лауреат множества престижных международных фестивалей.

Интервью с Милой Комраковой

Значение танца в жизни человека или “Танец – это сама жизнь”
 

Первые робкие шаги в изучении танца обычно избавляют от всех зажимов. Достаточно сделать первый шаг, и вскоре вы сможете стать звездой на любой корпоративной вечеринке, исполняя танец живота, танцуя настоящее испанское фламенко или кружась в паре под неувядающий венский вальс.

Танцевать могут абсолютно все!

Современный танец изнутри
 

Что вам известно о современном танце? Некоторые люди рассматривают его как вид искусства, другие считают спортом. Мы решили обсудить этот вопрос с Кириллом Рылеевым – одним из самых перспективных молодых танцоров Омска. Яркий и талантливый, он покорил зрителей театра "нОга" в Омске, куда приехал из Барнаула.

Омский хореограф о любви к движению

У меня есть большая танцевальная мечта
 

В этом танцевальном перфомансе есть все: великолепный особняк, драма, невероятные танцы, потрясающий антураж, и, конечно, слаженная работа команды. Мы говорим про иммерсивную драму "Преступление и наказание", которой все еще можно насладиться в особняке "Дашков 5" до 10 ноября. 

Интервью с Ксенией Михеевой

История танцев
 

Танец – это язык тела, выражение чувств и культурное наследие, которое пересекает границы времени и национальных традиций. История танцев богата и разнообразна, охватывая эпохи и континенты, и предоставляя уникальный взгляд на эволюцию этого искусства.  

С точки зрения спорта

Как танцы тренируют тело и развивают мозг
 

"Танцы, конечно, танцы!" — такой ответ услышит каждый второй родитель на свой вопрос: "В какой кружок отдать дочку?" Хотя… почему дочку? Танцы — это один из самых любимых видов физической активности как детей, так и взрослых — независимо от пола, возраста и темперамента.

Танцующий дом

Новосибирский "Спартак" увидят в Таиланде
 

Один из крупнейших музыкальных театров России, Новосибирский театр оперы и балета приехал в Бангкок, где в эти дни стартует XXVI международный фестиваль танца и музыки. Один из самых масштабных в Юго-Восточной Азии форум искусств традиционно проводится под патронажем королевской семьи Таиланда.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео