На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1264; публикаций 1289; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
06/08Танец как более интересный способ жить

Современный танец занимается не только и не столько созданием формы, сколько созданием поля для исследования. Полина Фенько, выпускница Утрехтского университета, изучает феномен социальной хореографии, задавая себе вопрос: где начинается тело другого человека и взаимодействие с ним? В интервью «Тезису» Полина рассказала, кто такой танц-драматург, как социальная хореография отражает общество и почему быть одновременно теоретиком и практиком — это более интересный способ жить.


В рубрике «Я исследую» мы публикуем рассказ молодых ученых от первого лица.

Я: Полина Фенько, магистр, танц-художница и танц-драматург
ГДЕ: СПбГУ, факультет свободных искусств и наук
Утрехтский университет (Universiteit Utrecht), факультет гуманитарных наук
ЧТО: Современный танец, танц-перформанс, социальная хореография.

Танец как метод взаимодействия с миром
Я родилась в Санкт-Петербурге и всю сознательную жизнь прожила там. Сначала я занималась классическим и народными танцами — на эмоциональном уровне мне безумно нравилось играть с разными характерами.

Так, в цыганском танце мне нравилось, что из-за тяжелых юбок центр тела находится ближе к земле и движения как бы стелющиеся — в них проявляются черты кочевнического образа жизни.

Полтора года я училась в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, потом перешла в школу Долгушина, которая была совмещена с общеобразовательной школой № 210. Ежегодные репетиции «Щелкунчика» и других адаптированных для нас спектаклей сделали мое детство сказочным.

Когда я заканчивала школу, у меня случилась травма колена, которая позволила взять паузу, чтобы поразмышлять, чем мне действительно хочется заниматься в будущем. Я поступила в Санкт-Петербургский государственный университет на факультет свободных искусств и наук, где можно было заниматься и историей искусств, и литературой, и философией, и теорией кино.

Мне интересно исследовать тело и коллективность. Тело, которое танцует, неотделимо от тела, в котором я живу.

 

Параллельно с учебой я стала открывать для себя современный танец. На третьем курсе я поехала по программе обмена в американский Bard College, где брала курсы в том числе по теории и практике современного танца. Их вели танцовщики компании Trisha Brown Company. Так я познакомилась с танцем постмодерн.

Раньше я была уверена, что мне надо точно определить свою профессиональную идентичность: либо теоретик, либо практик. Но за последние несколько лет я осознала, что важна не идентичность, а подход, метод взаимодействия с людьми и миром.

После начала войны, находясь в Голландии, я потеряла основной способ заработка в танцевальных проектах, поэтому работала в кафе и моделью на рисовальных классах. Я поняла, что для меня нет никакого конфликта в том, что это не связано с моей профессиональной деятельностью. Наоборот, я находила в этом интерес — и теоретический, и практический. В реальной жизни, даже больше чем в обособленных художественных процессах, мне интересно исследовать тело и коллективность. Тело, которое танцует, неотделимо от тела, в котором я живу.

Я стала понимать танец в расширенном смысле, не только как особую художественную форму, но и как концептуальную работу с телами во времени и пространстве. Почему я продолжаю танцевать? Потому что только в танце я могу постоянно трансформировать свое тело и движение, материализовывать свои фантазии здесь и сейчас. В реальной жизни я действую по определенным паттернам, количество которых лимитировано. Танец же расширяет количество этих паттернов. В целом, это более интересный, более интенсивный способ жить.

Меня интересует не тот танец, который занимается созданием новой хореографической лексики, а тот, который можно назвать «practice of worlding» (практика создания мира в мире).

 

Современный танец — это огромное поле. Как и левая политика, и феминизм, танец — это спектр. Важно иметь в виду, что современный танец включает в себя множество подходов. Меня интересует не тот танец, который занимается созданием новой хореографической лексики, а тот, который можно назвать «practice of worlding» (практика создания мира в мире). Он постоянно переизобретает способы двигаться, способы взаимодействовать с другими людьми и окружающей средой. Мне интересен тот танец, который использует тело, движение и сам танец как медиумы для исследования, нежели для создания хореографического перформанса как вещи в себе.

Танец как лакмусовая бумажка для общества
Меня всегда интересовало, как создается визуальный образ, поэтому я занималась историей визуального искусства. Обучение в Смольном устроено так, что я могла на первом курсе заниматься литературой, на последнем — философией, а третий и четвертый я посвятила изучению истории искусства.

Я писала диплом про танец как скульптуру — о методах конструирования особых ситуаций и физического опыта в пространстве музея.

На третьем курсе у меня сформировался интерес к современной скульптуре и инсталляции. Особенно мне нравилось изучать те работы, которые конструируют особую ситуацию, физический опыт. В итоге я писала диплом про танец как скульптуру — о методах конструирования особых ситуаций и физического опыта в пространстве музея. Это то, чем я занимаюсь сейчас как практик: организую классы, сессии, воркшопы, где моя задача — создать условия для возникновения танца.

После Смольного мне очень хотелось найти что-то на стыке танца и визуальных исследований. В Утрехтском университете я нашла программу по танц-драматургии, еще не очень понимая, что это такое. Сегодня для меня танц-драматург — это спектр: от психотерапевта до человека, который пишет заявки. Это фасилитатор, чьи обязанности проявляются в конкретном контексте, в диалоге с конкретным хореографом. Это человек, который помогает работе случиться, задавая правильные вопросы.

Одной из главных причин для поступления на эту программу были профессора. Мир танц-драматургии в основном захвачен сербскими и греческими женщинами-драматургами, которые работают по всему миру в самых разных танцевальных институциях. Мне была очень интересна деятельность Константины Георгелоу, танц-драматургини из Греции. Мне хотелось поучиться у Рози Брайдотти, философини, постгуманистки, подружки Донны Харауэй, и еще у пары человек, которыми я заинтересовалась. Хотелось поучиться у женщин, не только у мужчин.

В Утрехте у меня постоянно менялась тема исследования. Сначала она звучала как «Disabled Bodies as Cyborgs in Contemporary Dance Performance» («Тела людей с ограниченными возможностями как киборги в современном танцевальном перформансе»). Она была связана со сферами disability studies и critical disability studies — можно понимать disability как новую ability. Я использовала термин «киборг» Донны Харауэй для описания людей с ограниченными возможностями. Но в итоге я решилась работать с темой социальной хореографии, положившись скорее на художественную интуицию.

Мое исследование — попытка переосмысления социальной хореографии: одновременно и термина, и хореографического формата. Термин «социальная хореография» был придуман американским филологом Эндрю Хьюиттом и отсылал к телесному воплощению идеологии. Он видел, как в различных социальных хореографиях воплощается существующий социальный порядок, способ взаимодействия между людьми. В этом смысле социальная хореография была лакмусовой бумажкой, помогающей отследить, как устроено общество. Хьюитт связывал это с идеей теоретика Зигфрида Кракауэра о массовом орнаменте, который описывал фордистское общество через перспективу сверху: человек как маленький элемент большого механизма.

Социальная хореография как формат стала работать после практик нескольких хореографов, которые давали некие вербальные инструкции, чтобы хореографировать массы. Например, хореограф задает вопрос: «Идентифицируете ли вы себя как социального активиста?» — и предлагает участникам перформанса ответить физическим действием (пойти направо, налево или вперед).

Сама эта практика «хореографирования словами» относится к идее социальной хореографии Хьюитта. У меня был интерес переосмыслить это понятие: может ли социальная хореография существовать вне дисциплинарного порядка, когда постоянно кто-то хореографирует твоими движениями, может ли она перепридумать способы взаимодействия между людьми и средой.

В итоге я пришла к термину «перцептивная политика» — сконцентрировалась на микроуровне, предложив исследовать социальное на уровне соматики. Это метод восприятия тела «изнутри», микротанец через воображение.

Есть идея, например, Мишеля Фуко о «дисциплинируемом теле»: как властные структуры контролируют твое тело, как это проявляется на соматическом уровне. Мне же было интересно посмотреть, как это можно переосмыслить с точки зрения активисткой перспективы. Как на самом деле мы можем приобретать новые способы действовать и взаимодействовать друг с другом в рамках художественного формата социальной хореографии? Как это может влиять на наше взаимодействие в более глобальном смысле?

Когда я начала исследование, я поняла, что многие термины должны быть пересмотрены. Например, понятие «социального». Я взяла за основу тезис Бруно Латура о «социальном» не как о структурном концепте, а как о качественном. В итоге я пришла к термину «перцептивная политика» — сконцентрировалась на микроуровне, предложив исследовать социальное на уровне соматики. Это метод восприятия тела «изнутри», микротанец через воображение.

Еще важные для меня концепты — это хореополитика и хореодисциплинирование (термины Андре Лепеки). Идея хореодисциплинирования заключается в том, что хореография изначально была связана с дисциплинированным телом. Хореополитика же связана с попыткой если не освободиться от него, то хотя бы искать возможности для «вылупления» другого тела, менее подвластного дисциплинарному общественному порядку.

 

Нужно искать способы переизобретать жизнь в существующих условиях. Как говорит Брайан Массуми в своей книге «Политика аффекта», «мы знаем, что живем в катастрофе, но мы не можем жить в другом времени, поэтому нужно искать способы действовать именно в этой ситуации».

Изначально у меня было четыре перформанса для анализа, один из них был российский. Мне было важно исследовать столкновение российского и западного контекстов. Дело в том, что социальная хореография не должна восприниматься абстрактно, но должна быть очень констектуализированной. Социальная хореография, которая появляется в Боснии и Герцеговине, — это что-то очень определенное, отличное от социальной хореографии в Бельгии. В конце концов я решила оставить только один перформанс — российский.

Мое исследование помогает мне осмыслить реальность более качественно. Звучит громко, но нужно искать способы переизобретать жизнь в существующих условиях. Как говорит Брайан Массуми в своей книге «Политика аффекта», «мы знаем, что живем в катастрофе, но мы не можем жить в другом времени, поэтому нужно искать способы действовать именно в этой ситуации». Нужно искать способы прожить эту жизнь более интенсивно, более качественно. В ситуации полного кризиса, мне кажется, именно такое исследование помогает соединить микро- и макроуровень, вдохновляет на поиск ответа на вопрос: «Как жить дальше вместе».

Танец как опыт и опыт как танец
Когда я приехала в Утрехт, самым тяжелым оказалось отсутствие коллективности, к которой я привыкла. Для меня университет — это пространство для коллективного производства знания, такая интеллектуальная тусовка. В Смольном было много интересных людей, была студенческая солидарность. В Нидерландах не было ни коллективности, ни студенческой солидарности.

Второй важный пункт — бесконечные сложности с документами. Выяснилось, что странах с социалистическим прошлым все намного проще. Например, у моих друзей из Германии совершенно другой опыт: университеты там работают иначе, образование в основном бесплатное. В Нидерландах образование платное, но можно получить стипендию, хотя это очень сложно.

Есть огромный разрыв между людьми, которые занимаются в университете интеллектуальным трудом (профессора со своим представлением о том, как должно быть реализовано образование), и университетом как коммерческой структурой. Если вы собираетесь поехать учиться именно в Нидерланды, учитывайте, что это страна, ориентированная на капитал, на получение выгоды любыми способами. Люди зациклены только на деньгах. Я не была к такому готова.

В России я могла позволить себе растекаться по древу, а в Нидерландах есть запрос на очень конденсированный теоретический текст, где совершенно нет воды и очень понятная структура текста.

Несмотря на это, опыт учебы за границей был важным этапом взросления и отделения себя от привычной среды. Университет познакомил меня с совершенно иным способом изложения мысли. Например, в России я могла позволить себе растекаться по древу, а в Нидерландах есть запрос на очень конденсированный теоретический текст, где совершенно нет воды и очень понятная структура текста.

Для меня нет ничего важнее людей, с которыми я здесь познакомилась. Это одна из причин всего предприятия — желание столкнуться с другими взглядами и восприятиями, «подумать о другого», как говорит моя подруга. Очень важно вырывать себя из привычного контекста, потому что многие вещи, которые казались понятными и схваченными, ты ставишь под сомнение, находясь в новом контексте. Весь этот опыт сильно меня трансформировал и помог мне сформировать представление о том, что именно мне интересно и что я хочу делать.

Голландское правительство выплачивало всем по 1000 евро, но если ты одновременно и русская, и студентка, ты не попадаешь под эту выплату.

Нидерланды — многонациональная страна, и я не чувствовала себя некомфортно как иностранная студентка. Проблемы возникли с началом пандемии, когда я не могла зарабатывать фрилансом (перформансы, танц-классы, работа в музее). Голландское правительство выплачивало всем по 1000 евро, но если ты одновременно и русская, и студентка, ты не попадаешь под эту выплату. Тогда я стала понимать, что здесь очень локальное понимание мультикультурализма. Есть иммигранты, которым помогают и оказывают внимание, а есть категории граждан, которых правительство не замечает и не хочет замечать.

В начале войны было очень много неосторожных высказываний университета о будущем русских студентов. Некоторые преподаватели высказывали свои личные переживания о том, что нас могут отчислить. Нам приходили разные эмоциональные письма, часто не подтвержденные никакими фактами и распоряжениями. Но капитал, повторюсь, в Голландии владеет всем. Главная проблема оказалась в том, что были заблокированы карты, и мы остались без денег. Все, что смог предложить университет, — это кредит из фонда пожертвований.

Если подводить итог, я рада, что решилась на этот опыт. Он многое прояснил для меня как человека, исследователя и художника. Дальше мне хочется продолжать работать как танц-драматург. Это поле связано для меня и с теоретическим исследованием, и с участием в художественном процессе. Мне по-прежнему хочется заниматься и теорией, и практикой. Я танцовщица, драматург, исследовательница, танц-художница. Мне важно удерживать это многообразие профессиональных идентичностей, которые дополняют друг друга.

 


Автор: Елена Погорелова. Фото сделано для проекта «Оn combat breathing» в галерее W139, Амстердам


Просмотров 2649




Последние новости















 
 
Новости

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

БДТ, Санкт-Петербург

Эдиповы па
 

Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.

"Лебединое озеро" Патриса Барта

TURAN-IAF приглашает!
 

IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.  

02 мая - 07 мая 2025 года

One Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024
 

И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.

 
 
 
Публикации

Иклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

Стили танца Африки

Балетмейстер и хореограф: в чем разница?
 

В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.

Две стороны одной медали

Ведение социальных сетей - одно из самых важных правил
 

В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?  

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео