Человек покорил огонь много тысяч лет назад. Сначала он догадался о его прикладной ценности: приготовить пищу, согреться зимой, напугать и уничтожить врага. Но со временем человек увидел в огне красоту и научился творить настоящие чудеса. Огненные представления проводились в городах Древнего Китая и в Римской империи, встречались они и в арабских культурах. Сегодня и мы попробуем подчинить себе магию огня.

Если вы живете в Москве или хотя бы иногда приезжаете в столицу, не поленитесь прийти вечером на Болотную площадь близ Третьяковской галереи. Вся площадь светится — здесь каждую пятницу тренируются сотни фаерщиков, проходят представления, люди глотают огонь и выдыхают его, пускают языки пламени по рукам и телу. Подобная площадь есть почти в каждом крупном городе, а в Санкт-Петербурге ежегодно проводится крупнейший в России фестиваль театров огня «Живые огни».
Неотъемлемый элемент фаершоу — это, конечно, пойстеры, люди, которые «крутят» пои — шары либо объекты другой формы на веревках или цепочках. При быстром и умелом вращении горящие пои образуют в воздухе узоры и рисунки — это невероятно красиво. Пои пришли в Европу из Новой Зеландии — искусство их вращения было традиционным видом танца у племени маори. В середине XX века в Европе и США начала зарождаться целая культура поинга, а в 1960-х появились первые школы и театры огня, использующие пои как элемент представления. В России и фаершоу, и поинг как его элемент появились лишь в 2000-х, но европейскую культуру наши пойстеры нагоняют бешеными темпами.
Каждый пойстер выбирает реквизит по себе. Хороший пойстер чаще всего умеет обращаться с любым реквизитом, но работает с одним-двумя видами.

Огненные пои
Пои — не единственный вид реквизита для фаершоу. Бывают еще веера, шесты, девилстики, диаболо, булавы, огненные чаши, левистики, да и самих пои — тысяча и один вид. Кроме того, оборудование может быть не огненным, а светодиодным — для представлений взакрытых помещениях.
Огненные пои делаются из кевлара — высокопрочного параарамидного волокна. Кевлар хорошо держит температуру — пои из этого материала могут прослужить до полутора лет. Из кевларовых лент или шнуров сплетается узел-фитиль, к которому крепится металлическая цепь; на другом конце цепи — кожаные петли для крепления на руке. Пойстер замачивает узел в керосине (это самый распространенный горючий материал, бензин используется редко), поджигает — и шоу начинается.
От формы узла и его размера зависит длительность горения пои, форма и размер пламени. В первые годы после появления поинга в России реквизит делали самостоятельно, причем за неимением кевлара — из асбестовой ткани, базальтового волокна, поскольку их было проще достать. Самым распространенным типом пои тогда были (да исейчас остаются) так называемые кафедралы: кевларовая или асбестовая лента складывается слоями, пока не получается параллелепипед. Пои-кафедрал горит не слишком долго, три-четыре минуты, зато имеет больший ресурс, чем пои сложного плетения.
Фигуры поинга носят названия в соответствии с рисунком, который формируется в воздухе при быстром вращении снаряда. Чаще всего эти узоры напоминают цветы с различными формами и количеством лепестков. Поэтому говорят: «трехлепестковый цветок», «четырехлепестковый цветок», «пятилепестковый цветок». В некоторых трюках одна рука описывает одну фигуру, вторая – другую, тогда получается, к примеру, «четырехлепестковый цветок в круге».
Другой распространенный вид — пои-манкифист. Этот фитиль представляет собой сплетенный из кевларового шнура классический узел «обезьяний кулак»; он оплетает шарик-сердцевину, к которой крепится зажим с цепочкой. Манкифист может гореть долго, до восьми минут. Причем все зависит от того, как узел затянут. Если сильно, то огонь будет невелик, зато длительность горения — максимальна, и наоборот.
Пои могут быть как легкими, так и довольно тяжелыми. Например, самые большие пои, «кометы», достигают по весу 300 г, а при тщательной пропитке керосином или бензином их вес может почти что удваиваться. Кажется, полкило — мелочь. На самом деле вращать полкило на 75-сантиметровой цепочке в течение длительного времени, да еще выполнять различные сложные фигуры — это очень утомительно и серьезно укрепляет мышцы рук и спины.
Прочий реквизит
Как уже было сказано, не пои едиными жив фаерщик, да и перечислили мы едва ли четверть разновидностей. Ведь каждый театр, каждая мастерская из кожи вон лезет, чтобы придумать что-то новое, скомбинировать реквизит, отличиться от конкурентов, а каждый пойстер самостоятельно выбирает наиболее удобные для себя снаряды.

Для организации шоу в закрытом помещении фаерщики используют светодиодные пои и другие светящиеся гаджеты, неспособные вызвать возгорание. В тёмном помещении светодиодные пои различных цветов выглядят едва ли не эффектнее, чем огонь, особенно в руках профессионала.
Прочий реквизит при обращении требует не меньших навыков, нежели при работе с пои. Помимо пои, фаeрщики пользуются веерами. Огненный веер имеет обычно пять лучей с насадками-фитилями, а ручка у него кольцеобразная, чтобы можно было вращать веер на руке. Также используются шесты с фитилями на концах и девилстики- короткие шестки для жонглирования с помощью палочек. Руководитель московской команды фаерщиков Pulse Show Максим Крючков (кстати, именно его команда помогала нам с подготовкой статьи) рассказал, что пару раз встречал даже огненные нунчаки. Но подобный реквизит редок и требует действительно умелых рук.
Кстати, пои тоже жонглируют. Но для этого вместо кожаных крепежей для пальцев на противоположном от фитиля конце укрепляют специальный шарик, за который удобно ловить подожженные пои после подбрасывания. Для танцев с огнем используют так называемые палм-торчи, которые жестко фиксируются на ладони.

Работа с «косичками» (или «верёвками»). Такие пои оставляют за собой очень широкий и яркий шлейф, похожий на мазок кисти.
Многие огненные трюки не требуют вообще никакого реквизита, помимо собственного тела и бутылки керосина. На наших глазах Максим водил по телу горящим фитилем, и после каждой такой «проводки» кожа некоторое время полыхала синим пламенем. «Да нет, это совсем не больно, — говорит Максим. — Во-первых, горючее очень быстро испаряется; во-вторых, горит не само топливо, контактирующее с кожей, а его пары; в-третьих, тонкий слой топлива даже немного охлаждает кожу, создавая барьер между ней и пламенем. Только волосы сгорают», — смеется фаерщик.
Автор: Тим Скоренко
Просмотров 1684