На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 3404; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
19/08"Мне нравятся мрачные истории, потому что я люблю свет" — хореограф Артур Пита

Один из самых востребованных сегодня хореографов, родившийся в Южной Африке и живущий в Лондоне, португалец Артур Пита выпускает премьеру в «Балете Москва». Поработавший со многими звездами балетмейстер рассказал Анне Гордеевой о мечте стать Джоном Траволтой, счастливом финале кафкианского «Превращения», сложностях репетиций с влюбленными парами и сотрудничестве с Дмитрием Черняковым в Парижской опере.

Когда в The Guardian вас назвали «Дэвидом Линчем в балете», вы обрадовались или огорчились?

Я всегда был фанатом Дэвида Линча, он мой кумир, и именно поэтому я не особенно обрадовался — никогда не претендовал на тот же уровень работы. Думаю, что, конечно, он повлиял на мои спектакли и что атмосфера в них чем-то похожа на атмосферу в его фильмах.

Все ваши постановки очень кинематографичны. Почему вы вообще выбрали танец, а не кино?

Когда мне было лет семь и мы жили в Южной Африке, я увидел «Лихорадку субботнего вечера» — и влюбился в Джона Траволту. С тех пор все, чего я хотел — это стать Джоном Траволтой! Поэтому я взял свою сестру, пошел в местную школу танцев и стал заниматься диско и латино — и у меня появилось ощущение, что это именно то, что мне нужно делать всю жизнь. Собственно, оно с тех пор не пропало. (Смеется.) Так что, мне кажется, я ничего не выбирал — это танцы выбрали меня. А вообще танец и кино очень схожи — ты создаешь атмосферу, используя образы. Быть может, моя атмосфера кажется кинематографичной, потому что я не придерживаюсь этого старинного балетного правила, что танцовщик должен всегда работать под музыку («пять, шесть, семь, восемь — улыбнулись! — два, три, четыре»). Я даю артистам время и простор, чтобы они могли сыграть взаимоотношения, естественные реакции. Я не требую от них отвечать движением каждому звуку, когда поднялся занавес. С другой стороны, если есть хорошая музыка, почему ее не использовать?

Ваши спектакли гораздо мрачнее «Лихорадки субботнего вечера». Вам кажется, что жизнь сейчас сложнее, чем в эпоху диско?

Ну вообще-то 1970-е в Нью-Йорке веселой эпохой не назовешь. Вспомните, что происходит в «Лихорадке… » — самоубийство, изнасилование. Но да — я действительно люблю мрачные истории, потому что в их финале вы можете увидеть свет. Это театр, его баланс — вы смеетесь, когда вам хочется плакать, потому что вы не можете просто заплакать. Хореограф должен дать возможность зрителям освободить эмоции, чтобы, сидя в зале, они всерьез переживали, а не просто смотрели шоу. Поэтому мне нравятся мрачные истории, потому что я люблю свет. И я даю возможность аудитории увидеть его в каком-то персонаже, но вы должны сначала пройти сквозь темноту, чтобы увидеть этот свет. В балете «Превращение», который я ставил в английском Королевском балете, сюжет основан на Кафке, а там, как вы знаете, все заканчивается плохо, главный герой умирает. Я же оставляю открытым окно в буквальном смысле слова: жучок улетает на свободу.

У Кафки неясно, в какое насекомое превратился герой. Вы для себя решили, кто именно это был?

Нет, я решил не уточнять. И, конечно, мы не стали одевать Эдварда Уотсона в костюм насекомого — это было бы ужасно. Поэтому он должен был показывать все изменения в герое только с помощью пластики, с помощью своего тела. Например, млекопитающие ходят на полной стопе, а насекомые — на кончиках пальцев, так передвигался и Уотсон. (Пита растопыривает пальцы, и обе кисти рук будто превращаются в пауков.)

Вы несколько лет проработали танцовщиком в труппе Мэтью Борна. Помог ли вам этот опыт в дальнейшей работе хореографа?

Да, конечно! Вообще любой опыт работы танцовщика — с момента, когда ты входишь на утренний класс, и до финальных поклонов — влияет на то, что ты ставишь, но с Борном это особенно важный опыт. Он показал, как работать не на экспериментальных площадках, а в огромных залах, где сидят по две тысячи человек каждый вечер и при этом все билеты проданы. Именно на его спектаклях я понял многое о зрителях, о том, что зрители любят и как они реагируют. Даже тогда, когда не было моих сцен (а я был, в частности, одним из лебедей в «Лебедином озере»), я часто стоял в кулисах и смотрел, как публика смотрит спектакль. Слушал, как зрители смеются, как они замолкают, как кричат от восторга. Понимал, как работает музыка. И что было особенно важно для меня — эти спектакли были абсолютно понятны всем зрителям. Работы Мэтью понятны всем — это не эксперименты, это коммерческий театр. И я постарался всему этому научиться у него. Конечно, мы очень разные, но эти уроки были очень важны.

Вы ставили спектакли для наших звезд, и получилось так, что вы делали балеты для Натальи Осиповой и тогда, когда у нее был роман с Сергеем Полуниным, и тогда, когда с Иваном Васильевым. Чем отличалась атмосфера в зале?

Когда я ставил «Факаду» для Осиповой и Васильева, отношения у них уже закончились, они остались друзьями и замечательно работали вместе, поддерживая друг друга. У него уже была другая девушка, а Наталья была свободна, счастлива и сконцентрирована на танце. Поэтому мы очень веселились в процессе постановки (в спектакле невеста с удовольствием убивает жениха, сбежавшего из-под венца. — «Москвич Mag»). Когда же шли репетиции «Беги, Мэри, беги» с Полуниным, все было гораздо сложнее: отношения между ним и Осиповой только начинались, и в дни, когда у них все было хорошо, работалось чудесно. А когда между ними что-то не ладилось, будто сумрак в зале стоял. Если честно, я не люблю работать с влюбленными парами. Много говорят, мол, важна «химия» на сцене. Но, мне кажется, гораздо лучше, когда «химия» на спектакле возникает не с реальным партнером. Если рядом незнакомец, возникает большее напряжение, и это лучше работает на спектакль.

Вы работали с еще одной русской знаменитостью — Дмитрий Черняков пригласил вас ставить танцы в его спектакле «Иоланта. Щелкунчик» в Парижской опере. Трудно ли было выносить режиссера-диктатора?

Ох. (Смеется.) Знаете, у него очень ясная голова, он четко представляет себе, чего хочет. Но он совсем не хотел делиться информацией. Как вы знаете, на проекте работали еще два хореографа — я сочинял начало, другие сцены были отданы Эдуарду Локу и Сиди Ларби Шеркауи. И вот я ставил первую сцену домашнего праздника, а он отказывался сообщить мне, чем кончится спектакль. Мне было важно это знать (от этого же зависит, какой именно будет первая сцена!), а он так и не раскололся. Все говорил: «Нет-нет, занимайтесь вашей сценой, ни о чем не беспокойтесь». Мы — все хореографы — поняли, что это будет за история, только на первом прогоне.

Вы всегда ставите сюжетные балеты. О чем будет «Лето, Зима и Весна священная» в «Балете Москва», который вы готовите к выпуску?

Мне не хочется рассказывать сюжет, я доверяю московскому зрителю — он сам поймет, о чем история. По тому, как принимали мои спектакли на гастролях в Москве, я вижу, что москвичи любят символы и метафоры. Если ты поставишь на сцене стакан с водой, они не отметят просто для себя: «О, стакан с водой», а задумаются о том, что он означает. Я могу сказать только, что эта история, возможно, произойдет лет через пятьдесят. Или через двадцать. Или вообще уже завтра. Герои — современные люди. Некоторое отгороженное от мира сообщество на выжженной земле, лидеру которого надо как-то эту землю возрождать.

В спектакле заняты обе труппы «Балета Москва» — и классическая, и современная. Ощущаете ли вы разницу в подготовке артистов при работе с ними?

Это скорее современная вещь, чем классическая, но, работая с артистами, я не всегда вижу, кто из какой труппы, настолько хорошо они подготовлены. И, конечно, я использую преимущества каждого: вот кто-то способен скрутить позвоночник, как веревку — и я ставлю ему такое движение, вот у кого-то явная балетная стать — и я найду, куда это приспособить. Мы создаем язык спектакля вместе, и я достаточно часто ставлю в пары людей из разных компаний: танцовщица может быть из классической труппы, а танцовщик — из современной. Они друг на друга влияют, и это замечательно.


Автор: Анна Гордеева; фото: Dave Benett
Источник: Москвич


Просмотров 1020




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео