На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1264; публикаций 1289; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
02/06Исправлять несовершенное в совершенное

Исправлять несовершенное в совершенное: художник по костюмам Татьяна Ногинова о создании образов для спектакля «Наяда и рыбак».

С декабря 2019 в Самарском академическом театре оперы и балета ставят одноактный балет «Наяда и рыбак». В нашем городе постановка проходит в виде сюиты, состоящей из четырех картин.

Мы поговорили с художником по костюмам Татьяной Ногиновой о процессе создания костюма, атмосфере перед премьерой и особенности образов в спектакле «Наяда и рыбак».

Татьяна Ногинова как художник по костюмам выпустила свыше девяноста спектаклей в драматических и музыкальных театрах. Работала в Мариинском театре с 1991 года по 2017 год. В 2018 году стала лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам» за спектакль «Золушка» в Театре оперы и балета имени Чайковского (Пермь).

Коготок увяз, всей птичке пропасть

Мои родители, как и все советские родители в своё время, постоянно придумывали всякие кружки, чтобы дети не сидели дома и не гоняли по улицам. И моя мама записала меня в народную студию балета в Вологде и художественную школы (после неудачной попытки отправить в спорт). Всё это и стало формирующим сознание направлением движения — балет и рисование. Из культовых ролей восьмого класса я сыграла дедушку Тыкву в известной сказке «Чиполлино». Видимо это в моём детском воображении свершило переворот, и я поняла, что люблю быть на сцене. Но жизнь как в шахматах расставила всё по своим местам. Нужно было принимать решение — балет или всё-таки художественная школа. И педагог стала проводить воспитательные беседы с моими родителями, что нужно отпускать ребёнка в художественное училище — в Вологде такого не было. Ближайшее — в Ярославле. Четыре часа на поезде. Мама заломила руки со словами «домашний ребенок, куда я её отпущу, страшно». Собрали родительский совет, и все пришли к мнению, что я справлюсь. И уехала в 15 лет. Родители подсуетились к моему окончанию училища и прислали из Вологды два вызова: на шарикоподшипниковый завод №23 художником оформителем (стенгазеты рисовать) и декоратором в вологодский ТЮЗ. Я выбрала второе.

Я была совершенно очарована. Жизнь стала знакомить меня с разными людьми. И вот однажды я помню какую-то суету, швея бегает и прячет костюмы со словами: «Приехала художник по костюмам, сейчас она их будет портить». А спектакль был про свалку и бродячих собак. Костюмы действительно нужно было бы обжить, но цех жалел их: они были такие новые, наглаженные. Мне стало интересно, от кого они так прячутся. И я увидела.

Это была очень известная ныне художницы — Ольга Резниченко, которая работает сейчас в МХАТе. Такая смешная, как все богемные люди, и одевалась она по советским временам невообразимо. Я совершенно потеряла голову и поняла, что хочу также.

Через полгода я поехала в Ленинград тогда ещё поступать в Театральный институт имени Черкасова на постановочный факультет. Начиная со второго курса начала делать свои работы с разными режиссёрами. Сначала это была драма, а не балетные спектакли. Помня свой детский восторг, я решила идти на практику в театр имени Кирова (теперь он Мариинский). Тут коготок увяз, всей птичке пропасть. Один раз пошла на практику, потом вернулась на преддипломную, потом на дипломную, и в результате уже на четвертом курсе я стала работать на полставки в Мариинском театре ассистентом художника по костюмам. Так всё и получилось.

Исправлять несовершенное в совершенное. Фото: Кирилл Гуров.

Механизм работы художника — исправлять несовершенное в совершенное

Создание костюма — очень длительный процесс. Если многие думают, что это путь усыпанный розами, а я лежу на диване и курю трубку, то вовсе нет. Это адский труд. Иногда очень некомфортный.

Всё начинается со звонка режиссёра или хореографа (зависит от того, что это — драма, опера или балет?). Он предлагает поработать над спектаклем. Я узнаю, что это за спектакль и его направляющие идеи. Потом приезжаю для личной беседы, мы начинаем набирать материал. И это самый трудный момент, когда рождается идея спектакля. Бывают долгие паузы, когда в голове пустота и никакие мысли не приходят. Иногда требуется время, иногда хочется на что-то отвлечься. Помогают, например, выставки, которые могут своими цветовыми пятнами натолкнуть на какую-то мысль.

Каждый спектакль — это свой ансамбль, который объединён фактурой, силуэтом или каким-то режиссерским ходом. Но это каждый раз отдельный мир.

Потом рисуются эскизы. Причём довольно долго, потому что в спектакле бывает 300 костюмов. Кода всё нарисовано, начинается обсуждение с творцом — режиссером или хореографом. Что-то отметается сразу, что-то кладется на полку для раздумий, а что-то сразу принимается. Бывает по разному, но те режиссеры, с которыми я работаю давно, уже понимают алгоритм моей работы. Я много делаю руками к эскизу. Разбираю фактуру, выкраски, крой или какие-то линии.

Наступает момент, когда я должна рассказать о своей идее изготовителям. Это тоже не всегда просто. Важно, чтобы они стояли на твоей стороне и готовы были услышать тебя. Я, например, капризная, как и любой перфекционист. Но это только выглядит капризом. Ведь если мне нравится направление линий в костюме, то это не потому что я плохая, а просто это линия несовершенна. Перфекционизм — это серьезная проблема. Все художники видят какой-то конечный образ, а их внутреннее недовольство и есть сигнал к тому, что что-то не так. Механизм работы художника в этом и заключается — исправлять несовершенное в совершенное.

Дальше происходит историческая встреча артиста с костюмом. Тут вообще отдельная жизнь. Любой артист — это своя психосоматика и эмоции. Есть устойчивые артисты, а есть с расшатанной психикой. Иногда случаются аварии и катастрофы, а иногда всё проходит гладко.

Последний шок, которого я всегда боюсь больше всего остального — это первый выход костюма на сцену. Там могут выясниться ошибки. которые ты не увидел ранее. Сцена — это та самая четвертая стена, которая является воздушной линзой. Она либо объединяет, либо разваливает спектакль. Угадал ты или нет — будет ясно на сцене.

Когда все собрано и просьбы артистов выполнены, это генеральная репетиция, тогда спектакль родится. Без зрителя, но как младенец он уже существует.

Если у костюма есть бэкграунд, то лучше не менять его кардинально

Работа над спектаклем «Наяда и рыбак» началась с того, что Юрий Бурлака (балетмейстер-постановщик. — Прим. ред.) позвонил и сказал: «Татьяна, не хотите ли вы сделать балет «Наяда и рыбак» в Самаре?». А я такая: «Почему нет, давайте». Это очень заманчивое предложение. Любая работа над старинным материалом — это каждый раз испытание для современников.

У нас сохранились афиши 1848 года «Наяды» и есть гравюры, которые рассказывают нам об исполнительнице XIX века. Мимо пройти нельзя. Если у костюма есть какой-то бэкграунд, то лучше не менять его кардинально, иначе может поменяться идея спектакля. А в 1848 году костюмы отличались белизной, светлотой и прозрачностью. Это мы и повторили в Самаре.

В платье Наяды мне было важно, чтобы она отличалась от остальных своей прозрачностью. Костюмы всех остальных персонажей — рыбаков и их подружек — сшиты из плотных материалов: лён, шерсть, бархат. А ундина сшита из очень тонкого летящего шифона и тюля. Конечно, она смотрится прозрачнее, легче всех остальных.

В этом спектакле у костюмеров своя тайная закулисная роль, потому что здесь есть платье, которое трансформируется на сцене. А чтобы эта трансформация прошла гладко, они заряжают дубль костюма Наяды на манекен. Во время быстрого переодевания они этот костюм надевают на балерину, и она выбегает на сцену. Зрители не замечают подмены, потому что внешне платья выглядят одинаково, но в какой-то момент она нажимает на нужные бусины, и костюм ундины превращается в костюм крестьянки.

Всего в одном составе 15 костюмов. Но их пришлось долго создавать из-за большого количества отделки — ленточек, шнуровки, жемчуга, росписи, передников с кружевами. Мы старались создать аутентичный спектакль, который рассказывает о жизни приморской итальянской деревеньки.


Автор: Катерина Маршалюк
Источник: Самара ГИС


Просмотров 1303




Последние новости















 
 
Новости

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

БДТ, Санкт-Петербург

Эдиповы па
 

Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.

"Лебединое озеро" Патриса Барта

TURAN-IAF приглашает!
 

IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.  

02 мая - 07 мая 2025 года

One Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024
 

И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.

 
 
 
Публикации

Иклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

Стили танца Африки

Балетмейстер и хореограф: в чем разница?
 

В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.

Две стороны одной медали

Ведение социальных сетей - одно из самых важных правил
 

В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?  

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео