На сайте всего: анкет коллективов 684; имен 784; новостей 1205; публикаций 1134; фоторепортажей 799; объявлений на форуме 1363; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
01/11Истории вещей. Рассматриваем балетные туфельки Фанни Эльслер

Знакомимся с одной из самых известных балерин середины XIX века, а также с балетом «Эсмеральда» и танцем качуча. Сегодня в рубрике «Истории вещей» — балетные туфельки, в которых легендарная Фанни Эльслер танцевала в спектакле «Эсмеральда», а также скульптура, созданная Жан-Огюстом Барром. Эти экспонаты хранятся в коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.

Фанни Эльслер, языческая танцовщица

Фанни Эльслер родилась в австрийской деревне Гумпендорф, расположенной недалеко от Вены. Ее отец работал переписчиком нот у композитора Йозефа Гайдна — девочка с детства была приучена к музыке. Росла она вместе с двумя братьями и старшей сестрой Терезой, которая так же, как и Фанни, обучалась танцам и выступала на сцене.

Первую свою роль Фанни исполнила, когда ей не было и восьми лет — в балете Жан-Пьера Омера «Свадьба Фетиды и Пелея» (1818) в венском «Кертнертортеатре». А первый ее триумф случился спустя 10 лет, когда она сыграла фею Вивиан в балете «Фея и рыцарь». Венская пресса положительно отозвалась об этой работе, отметив «поразительные результаты мимической игры». В тот же вечер ее заметил 70-летний секретарь Венского конгресса Фридрих фон Генц. Вскоре у них начался роман, который стал прекрасным поводом для сплетен. Но Генца заботила не только романтика. Он уделял внимание и образованию возлюбленной: обучил ее немецкой грамоте и французскому, а также хорошим манерам.

Эльслер не было равных в характерных ролях, она была необычайно хороша в комедийном жанре. Ее пантомима — артистична, а движения — быстры и грациозны, считали критики.

«Шаловливая, чарующая грация. Движения нежны и мягки. Какая гибкость, какая прелесть! Шаги подобны незабудкам, поднятым в воздух зефирами и опускающимся опять на землю. А что за мимика! <...> Ее неподражаемая выразительность и немое красноречие говорят больше самых громогласных ораторов», — писал в 1832 году корреспондент Bäuerles Theaterzeitung. А критик «Фигаро» говорил, что мимикой обладают не только ее лицо, но и… ноги: «Если улыбается ее рот — то улыбается все тело. Если рот плачет — ноги выворачивают трагический узор».

Когда Фанни было 22 года, Фридрих фон Генц умер. Потом появились слухи о связях балерины с сыном Наполеона I герцогом Рейхштадтским, Наполеоном II. В 1832 году он скончался от туберкулеза, но была версия, что 21-летнего юношу отравили. Недоброжелатели говорили, что Эльслер ускорила его смерть, а те, кто вставал на ее сторону, — что она скрасила последние дни герцога. Писатель Александр Дюма, который в целом симпатизировал артистке, в своем романе «Парижские могикане» рассказал о венской балерине Розене Энгель и ее искренних чувствах к герцогу.

В те годы на театральных подмостках блистала еще одна балерина — представительница итальянской школы Мария Тальони. Некоторые критики считали, что Фанни и Мария — соперницы, другие — что они совершенно разные, поэтому конкуренции между ними быть не может. Датский балетмейстер Август Бурнонвиль говорил: «Это как сравнивать блондинку и брюнетку».

Весной 1833 года две балерины встретились на лондонской сцене Королевского театра. Критик газеты «Таймс» позже восхищался отрывистым, «в беглом стиле стаккато» танцем Фанни и назвал ее одной из самых обворожительных танцовщиц сцены. Август Бурнонвиль увидел Фанни позже, в 1838 году в Лондоне.

«Эльслер олицетворяла быстроту и живость. Не обладая большим апломбом и элевацией, она покоряла множеством прелестных мелких па, а сопровождавшая их проказливость заставляла трепетать сердца. И если Тальони превосходила ее в технике, то она брала реванш в характерном танце: там, где Мария исторгала слезы восторга, Фанни внушала радость и вызывала счастливый смех».

После лондонских гастролей 1834 года сестер Эльслер заметил директор Парижской оперы Луи Верон, и через три месяца они были зачислены в его труппу. (Тереза почти всюду следовала за сестрой, они работали в одних театрах и вместе ездили на гастроли.) К середине 1830-х Мария Тальони уже была настоящей парижской звездой, и театралы разделились на два лагеря: эльслеристов и тальонистов. Фанни Эльслер не обладала такой техникой, как у Тальони, зато она брала другим: пантомимой и быстротой исполнения характерных танцев. Ее современник, французский писатель и журналист Теофиль Готье, писал в книге «История драматического искусства»:

«Фанни Эльслер — танцовщица вполне языческая. Она напоминает музу Терпсихору, с ее бубном и туникой. <...> Когда она дерзко выгибает талию, откидывая назад помертвевшие от пьянящей неги руки, кажется видишь одну из прелестных фигур Геркуланума или Помпеи, что белеют на черном фоне и звучанием кроталов аккомпанируют своему танцу».

Воплотительница земных соблазнов: танец качуча из балета «Хромой бес»

Перевес в сторону Эльслер случился, когда на премьере балета «Хромой бес» 1 июня 1836 года она исполнила роль Флоринды и станцевала сольный танец качуча. Мария в тот сезон имела огромный успех в «Сильфиде».

«Противостояние двух начал, олицетворенных Фанни Эльслер и Марией Тальони, прояснялось все нагляднее. Первую расценивали как реалистку, воплотительницу земных соблазнов; вторую — как выразительницу идеала, пренебрегающую зовом чувств, словно бы их игнорирующую. Первая — это танцовщица, то есть женщина, покоряющая очарованием плоти. Вторая — это сам танец, то есть тип почти абстрактного искусства, платоновская “идея”, облаченная в едва ощутимую форму. Эти различия проступили в “Хромом бесе” и “Сильфиде”, шедших почти одновременно летом 1836 года», — писал позже Огюст Эрар в книге «Жизнь танцовщицы. Фанни Эльслер» (1909 год).

В основу трехактного балета лег одноименный роман французского писателя XVIII века Ален-Рене Лесажа. Сюжет произведения переписал драматург Эдмонд Бюра-де-Гюржи. Студент Клеофас знакомится на балу с тремя красавицами и не знает, кого из них выбрать в жены: гризетку Пахиту, танцовщицу Флоринду или вдову Доротею. Сделать выбор ему помогает бес Асмодей, при этом он всячески склоняет студента в пользу Пахиты.

Музыку для балета написал композитор Казимир Жид, а хореографию поставил Жан Коралли. Испанский фольклор в те времена был любим французскими писателями: Виктором Гюго, Проспером Мериме, Александром Дюма. И для балетной постановки это оказалась настоящая находка.

Фанни исполняла в балете партию испанской танцовщицы. На ней был театрализованный национальный костюм из розового атласа, отделанного черными кружевами. За ухом — цветок, в руках — кастаньеты. Ее озорной танец вызвал бурные восторги зрителей. Спустя два года Теофиль Готье писал: «То был огонь, задор, гибкость, какие невозможно себе представить. <...> Ее качуча становится раз от разу все более испанской. <...> Не странно ли, что испанский танец нам открыла немка: впрочем, разве гений не принадлежит всем странам».

Сценический вариант качучи представлял собой подчинение свободы народной пляски правилам театрального танца. И если хореограф Филиппо Тальони, отец Марии, заложил основы классического балетного танца, то сестры Эльслер сделали то же с характерным танцем, который вошел в балетный спектакль во второй половине XIX века. Фанни и Тереза сочинили свою собственную сценическую версию качучи, ставшую своего рода эталоном.

Позже в списке Эльслер было более 20 видов характерного танца, некоторые из которых она сочинила сама. Большую их часть занимали испанские пляски: гаванское и кастильское болеро, сапатеадо, эль халео де херес, танец испанских вельмож. Также Фанни бесподобно исполняла краковянку на польский мотив мазурки и итальянскую тарантеллу. А в 1851 году в Москве под руководством солиста Большого театра Никиты Пешкова она выучила русскую простонародную пляску.

Во времена Эльслер и Тальони каждая танцовщица должна была владеть техниками и классического, и характерного танца в равной степени (иногда оба танца смешивались в исполнении). Однако позже начался процесс разделения, и возникли амплуа классической и характерной исполнительниц.

В 1837 году французский скульптор Жан-Огюст Барр увековечил в своей работе образ Фанни Эльслер в роли Флоринды — он создал бронзовую статуэтку балерины, исполняющей испанский танец качуча. Барр одним из первых начал делать бронзовые статуэтки своих современников, в том числе Наполеона III и королевы Виктории. Сейчас статуэтка Эльслер хранится в коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. А попала она туда благодаря сильной любви основателя музея к балету.

Жан-Огюст Барр. Скульптура балерины Фанни Эльслер в роли Флоринды, исполняющеи? танец качуча в балете «Хромой бес». 1837 год

Балет «Эсмеральда» Жюля Перро. Фанни в России

Заглавная роль Эсмеральды в одноименном балете стала одной из лучших работ в карьере Фанни Эльслер. Туфельки, в которых она танцевала партию цыганки, также хранятся в коллекции музея. На одной из них даже стоит ее автограф.

Премьера балета Жюля Перро на музыку Цезаря Пуни состоялась в 1844 году в Лондоне. Спектакль был поставлен по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Фанни предложила свою трактовку роли, в которой образ цыганки окрашивался тонами глубокого драматизма. Ее героиня — страстная натура, свободолюбивая и гордая. В 1848-м «Эсмеральду» показали в Санкт-Петербурге. На тот момент Эльслер было уже 38 лет, в балете это возраст выхода на пенсию. Однако с техникой артистка справлялась так же безупречно, как и в молодости.

«Мы заметили в ней необыкновенную силу мускулов, — писала одна из столичных газет, — они точно стальные, носки ног впиваются в подмостки театра. Эта сила дает ей возможность делать с тончайшей отчетливостью и чистотою труднейшие па».

Однако Петербургу была ближе меланхоличная и воздушная Тальони, поэтому Фанни публика встретила сдержанно. А вот Москва, напротив, влюбилась в пылкую и страстную Эльслер во время гастролей в 1850-м. Ее приняли с таким восторгом, что дирекция Большого театра подписала с ней контракт на весь сезон 1850/51 года. Именно тогда Алексей Бахрушин и заполучил для своей коллекции балетные туфельки примы. Кстати, как раз «Эсмеральду» Эльслер выбрала для своего прощального бенефиса: в тот вечер на сцену было брошено 300 букетов цветов, и во втором акте из них устроили лежанку для героини.

Николай Чернышевский позже писал: «…Все соглашались, что Фанни Эльслер необыкновенно хороша и привлекательна, и уж вовсе не картина, а женщина; не Тальони, в которой было что-то воздушное, а женщина в самом простом смысле слова».

Фанни была так впечатлена оказанным ей приемом в Москве, что дала обещание больше не выступать нигде, кроме как в Вене, — чтобы остаться в памяти зрителей именно такой. Так и случилось — свои последние спектакли она сыграла в «Кертнертортеатре», где 30 лет назад впервые вышла на сцену. После этого легендарная балерина простилась с публикой.




Просмотров 87




Последние новости















 
 
Новости

КАК ВАМ ТАКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, дорогие танцоры?
 

Сейчас очевидно, что ограничительные меры продлятся по всей России минимум до марта следующего года. Многие танцевальные коллективы продолжают находиться в тяжелых условиях: дети учатся на удаленке, тихо сводя с ума себя и своих родителей.

(читать до конца)

ТРЕХДНЕВНЫЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ WEEKEND - ОАЗИС ТАНЦА В ОКЕАНЕ САМОИЗОЛЯЦИИ
 

Что будет, если объединить две прекрасные идеи проекта "Танцевальный клондайк" в одну? Например, объединить семинар для хореографов "ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА" и практический семинар НОЯБРЬСКАЯ РАЗМИНКА.

27-29 ноября 2020

ФЕСТИВАЛЬ Context. Diana Vishneva
 

C 24 по 26 октября в кинотеатре Пионер пройдут показы в рамках международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva. Каждый год фестиваль представляет российскому зрителю мировые премьеры, постановки, заслужившие высокую оценку критиков. 

24–26 октября

LEVEL UP в Серпухове
 

Фестивалем утверждено открытое голосование, награждение проводится сразу после выступления. Фото всех выступлений оргкомитет дарит участникам конкурса и принимает оплату за участие в день конкурса. Обращаем ваше внимание, что количество принимаемых участников ограничено.

24 октября 2020

FUTURUM ПОКАЗЫ
 

3 октября 2020 года на сцене Театра танца "Гжель" начало в 18:00/ Вечер ярких творческих экспериментов молодых российских хореографов и исполнителей. Успей занять лучшие места. 

Вечер современной хореографии

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ заезд "Танцевальной деревни"
 

Лучше гор, могут быть только… танцы в горах. Вся прелесть Кавказских Минеральных вод дополнит классические предложения "Танцевальной деревни". Открытые источники нарзана, прогулки по Лермонтовским и Пушкинским местам, проживания в лагере, расположенном на горном склоне. Десять минут до центрального парка Кисловодска. 

25-30 октября 2020

КУБОК МИРА XXIV по бальным танцам среди профессионалов и любителей 2020
 

За более чем 20-летнюю историю  "Кубок мира" в Кремле накопил богатейший опыт выступлений сильнейших танцоров мира. Ярчайшие звезды профессионального латиноамериканского танца заряжали публику своей энергетикой и харизмой, ведь "Кубок мира" был заявлен как турнир именно в этой программе. 

19 декабря 2020

ПЯТЬ СТИХИЙ: ПЯТЬ СТРАТЕГИЙ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВОМ. ОГОНЬ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ и ???
 

Количество людей в ввереном вам коллективе (два или две тысячи), направление коллектива (детское творчество или банковский сектор), миссия (дотянуть до утра или попасть в вечность), ценности (материальное обогащение или духовное просветление) ...

23 сентября. 19.00 МСК

БОДИПОЗИТИВ 2020
 

В Измайловском кремле под открытым небом состоится: перекличка городов-участниц фестиваля, дефиле, танцевальный флешмоб и хоровод, выступление артистов, поддерживающих движение #Бодипозитив, завершится праздник традиционным кругом единства и запуском воздушных шаров.

 
 
 
Публикации

Фламенко и Федериго Гарсиа Лорка
 

Главными элементами в культуре фламенко являются вокал (песня –cante/o) и танец (baile). Гитарный аккомпанемент во фламенко играл до недавнего времени второстепенную, подчиненную роль...

И все же фламенко

"Крик Джоконды". Как развивался европейский танец?
 

Искусствовед, аспирант факультета истории искусств Екатерина Михайлова-Смольнякова стала гостем программы "Крик Джоконды" на радиостанции "Эхо Москвы в Петербурге", где рассказала про европейский танец, историю его развития, трудности, с которыми он сталкивался в разные эпохи, а также возможности этого танца сегодня.

Е. Михайлова-Смольнякова ? Ответ на этот вопрос

Философия огня
 

В Норильском Заполярном театре драмы состоялась премьера новой детской сказки — "Легенда о Красном драконе". Стилизованное под классический японский театр представление в заснеженном Заполярье смотрится ярко и необычно и с помощью лихо закрученного сюжета рассказывает о том, как опасно играть со спичками.

Именно благодаря такому базовому посылу

В "Стасике" состоялась премьера балета
 

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко выпустил первую премьеру своего 102-го сезона. Балет "Вариации" Владимира Бурмейстера оказался и последней премьерой для гендиректора МАМТа Антона Гетьмана, сразу же переведенного на пост директора театра "Новая опера".

Для начала приехавшего из Москвы Бурмейстера более часа

Какой стиль танца подойдет твоему знаку зодиака
 

Экспериментатор, соблазнитель или уличный танцор: узнай о своих танцевальных пристрастиях по гороскопу.

Сентиментальный Телец, осторожный наблюдатель, наоборот, может быть

Как вам такое предложение, дорогие танцоры?
 

Сейчас очевидно, что ограничительные меры продлятся по всей России минимум до марта следующего года. Многие танцевальные коллективы продолжают находиться в тяжелых условиях: дети учатся на удаленке, тихо сводя с ума себя и своих родителей.

А что если так....

Истории вещей. Рассматриваем балетные туфельки Фанни Эльслер
 

Знакомимся с одной из самых известных балерин середины XIX века, а также с балетом "Эсмеральда" и танцем качуча.

Позже в списке Эльслер было более

"Музыкальная осень Ставрополья"
 

Ставропольские меломаны до последнего лелеяли надежду, что, несмотря на условия пандемии, к нам по сложившейся традиции 1 октября, в Международный день музыки, вновь придет любимый, уже 51-й по счету, фестиваль "Музыкальная осень Ставрополья".

Сегодня, 1 октября, в Ставропольской краевой государственной филармонии

"Дудки взяли — и на улицу!"
 

Режиссер Юсуп Разыков о своем фильме "Танец с саблями".

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео