На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1264; публикаций 1289; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
01/11Истории вещей. Рассматриваем балетные туфельки Фанни Эльслер

Знакомимся с одной из самых известных балерин середины XIX века, а также с балетом «Эсмеральда» и танцем качуча. Сегодня в рубрике «Истории вещей» — балетные туфельки, в которых легендарная Фанни Эльслер танцевала в спектакле «Эсмеральда», а также скульптура, созданная Жан-Огюстом Барром. Эти экспонаты хранятся в коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.

Фанни Эльслер, языческая танцовщица

Фанни Эльслер родилась в австрийской деревне Гумпендорф, расположенной недалеко от Вены. Ее отец работал переписчиком нот у композитора Йозефа Гайдна — девочка с детства была приучена к музыке. Росла она вместе с двумя братьями и старшей сестрой Терезой, которая так же, как и Фанни, обучалась танцам и выступала на сцене.

Первую свою роль Фанни исполнила, когда ей не было и восьми лет — в балете Жан-Пьера Омера «Свадьба Фетиды и Пелея» (1818) в венском «Кертнертортеатре». А первый ее триумф случился спустя 10 лет, когда она сыграла фею Вивиан в балете «Фея и рыцарь». Венская пресса положительно отозвалась об этой работе, отметив «поразительные результаты мимической игры». В тот же вечер ее заметил 70-летний секретарь Венского конгресса Фридрих фон Генц. Вскоре у них начался роман, который стал прекрасным поводом для сплетен. Но Генца заботила не только романтика. Он уделял внимание и образованию возлюбленной: обучил ее немецкой грамоте и французскому, а также хорошим манерам.

Эльслер не было равных в характерных ролях, она была необычайно хороша в комедийном жанре. Ее пантомима — артистична, а движения — быстры и грациозны, считали критики.

«Шаловливая, чарующая грация. Движения нежны и мягки. Какая гибкость, какая прелесть! Шаги подобны незабудкам, поднятым в воздух зефирами и опускающимся опять на землю. А что за мимика! <...> Ее неподражаемая выразительность и немое красноречие говорят больше самых громогласных ораторов», — писал в 1832 году корреспондент Bäuerles Theaterzeitung. А критик «Фигаро» говорил, что мимикой обладают не только ее лицо, но и… ноги: «Если улыбается ее рот — то улыбается все тело. Если рот плачет — ноги выворачивают трагический узор».

Когда Фанни было 22 года, Фридрих фон Генц умер. Потом появились слухи о связях балерины с сыном Наполеона I герцогом Рейхштадтским, Наполеоном II. В 1832 году он скончался от туберкулеза, но была версия, что 21-летнего юношу отравили. Недоброжелатели говорили, что Эльслер ускорила его смерть, а те, кто вставал на ее сторону, — что она скрасила последние дни герцога. Писатель Александр Дюма, который в целом симпатизировал артистке, в своем романе «Парижские могикане» рассказал о венской балерине Розене Энгель и ее искренних чувствах к герцогу.

В те годы на театральных подмостках блистала еще одна балерина — представительница итальянской школы Мария Тальони. Некоторые критики считали, что Фанни и Мария — соперницы, другие — что они совершенно разные, поэтому конкуренции между ними быть не может. Датский балетмейстер Август Бурнонвиль говорил: «Это как сравнивать блондинку и брюнетку».

Весной 1833 года две балерины встретились на лондонской сцене Королевского театра. Критик газеты «Таймс» позже восхищался отрывистым, «в беглом стиле стаккато» танцем Фанни и назвал ее одной из самых обворожительных танцовщиц сцены. Август Бурнонвиль увидел Фанни позже, в 1838 году в Лондоне.

«Эльслер олицетворяла быстроту и живость. Не обладая большим апломбом и элевацией, она покоряла множеством прелестных мелких па, а сопровождавшая их проказливость заставляла трепетать сердца. И если Тальони превосходила ее в технике, то она брала реванш в характерном танце: там, где Мария исторгала слезы восторга, Фанни внушала радость и вызывала счастливый смех».

После лондонских гастролей 1834 года сестер Эльслер заметил директор Парижской оперы Луи Верон, и через три месяца они были зачислены в его труппу. (Тереза почти всюду следовала за сестрой, они работали в одних театрах и вместе ездили на гастроли.) К середине 1830-х Мария Тальони уже была настоящей парижской звездой, и театралы разделились на два лагеря: эльслеристов и тальонистов. Фанни Эльслер не обладала такой техникой, как у Тальони, зато она брала другим: пантомимой и быстротой исполнения характерных танцев. Ее современник, французский писатель и журналист Теофиль Готье, писал в книге «История драматического искусства»:

«Фанни Эльслер — танцовщица вполне языческая. Она напоминает музу Терпсихору, с ее бубном и туникой. <...> Когда она дерзко выгибает талию, откидывая назад помертвевшие от пьянящей неги руки, кажется видишь одну из прелестных фигур Геркуланума или Помпеи, что белеют на черном фоне и звучанием кроталов аккомпанируют своему танцу».

Воплотительница земных соблазнов: танец качуча из балета «Хромой бес»

Перевес в сторону Эльслер случился, когда на премьере балета «Хромой бес» 1 июня 1836 года она исполнила роль Флоринды и станцевала сольный танец качуча. Мария в тот сезон имела огромный успех в «Сильфиде».

«Противостояние двух начал, олицетворенных Фанни Эльслер и Марией Тальони, прояснялось все нагляднее. Первую расценивали как реалистку, воплотительницу земных соблазнов; вторую — как выразительницу идеала, пренебрегающую зовом чувств, словно бы их игнорирующую. Первая — это танцовщица, то есть женщина, покоряющая очарованием плоти. Вторая — это сам танец, то есть тип почти абстрактного искусства, платоновская “идея”, облаченная в едва ощутимую форму. Эти различия проступили в “Хромом бесе” и “Сильфиде”, шедших почти одновременно летом 1836 года», — писал позже Огюст Эрар в книге «Жизнь танцовщицы. Фанни Эльслер» (1909 год).

В основу трехактного балета лег одноименный роман французского писателя XVIII века Ален-Рене Лесажа. Сюжет произведения переписал драматург Эдмонд Бюра-де-Гюржи. Студент Клеофас знакомится на балу с тремя красавицами и не знает, кого из них выбрать в жены: гризетку Пахиту, танцовщицу Флоринду или вдову Доротею. Сделать выбор ему помогает бес Асмодей, при этом он всячески склоняет студента в пользу Пахиты.

Музыку для балета написал композитор Казимир Жид, а хореографию поставил Жан Коралли. Испанский фольклор в те времена был любим французскими писателями: Виктором Гюго, Проспером Мериме, Александром Дюма. И для балетной постановки это оказалась настоящая находка.

Фанни исполняла в балете партию испанской танцовщицы. На ней был театрализованный национальный костюм из розового атласа, отделанного черными кружевами. За ухом — цветок, в руках — кастаньеты. Ее озорной танец вызвал бурные восторги зрителей. Спустя два года Теофиль Готье писал: «То был огонь, задор, гибкость, какие невозможно себе представить. <...> Ее качуча становится раз от разу все более испанской. <...> Не странно ли, что испанский танец нам открыла немка: впрочем, разве гений не принадлежит всем странам».

Сценический вариант качучи представлял собой подчинение свободы народной пляски правилам театрального танца. И если хореограф Филиппо Тальони, отец Марии, заложил основы классического балетного танца, то сестры Эльслер сделали то же с характерным танцем, который вошел в балетный спектакль во второй половине XIX века. Фанни и Тереза сочинили свою собственную сценическую версию качучи, ставшую своего рода эталоном.

Позже в списке Эльслер было более 20 видов характерного танца, некоторые из которых она сочинила сама. Большую их часть занимали испанские пляски: гаванское и кастильское болеро, сапатеадо, эль халео де херес, танец испанских вельмож. Также Фанни бесподобно исполняла краковянку на польский мотив мазурки и итальянскую тарантеллу. А в 1851 году в Москве под руководством солиста Большого театра Никиты Пешкова она выучила русскую простонародную пляску.

Во времена Эльслер и Тальони каждая танцовщица должна была владеть техниками и классического, и характерного танца в равной степени (иногда оба танца смешивались в исполнении). Однако позже начался процесс разделения, и возникли амплуа классической и характерной исполнительниц.

В 1837 году французский скульптор Жан-Огюст Барр увековечил в своей работе образ Фанни Эльслер в роли Флоринды — он создал бронзовую статуэтку балерины, исполняющей испанский танец качуча. Барр одним из первых начал делать бронзовые статуэтки своих современников, в том числе Наполеона III и королевы Виктории. Сейчас статуэтка Эльслер хранится в коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. А попала она туда благодаря сильной любви основателя музея к балету.

Жан-Огюст Барр. Скульптура балерины Фанни Эльслер в роли Флоринды, исполняющеи? танец качуча в балете «Хромой бес». 1837 год

Балет «Эсмеральда» Жюля Перро. Фанни в России

Заглавная роль Эсмеральды в одноименном балете стала одной из лучших работ в карьере Фанни Эльслер. Туфельки, в которых она танцевала партию цыганки, также хранятся в коллекции музея. На одной из них даже стоит ее автограф.

Премьера балета Жюля Перро на музыку Цезаря Пуни состоялась в 1844 году в Лондоне. Спектакль был поставлен по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Фанни предложила свою трактовку роли, в которой образ цыганки окрашивался тонами глубокого драматизма. Ее героиня — страстная натура, свободолюбивая и гордая. В 1848-м «Эсмеральду» показали в Санкт-Петербурге. На тот момент Эльслер было уже 38 лет, в балете это возраст выхода на пенсию. Однако с техникой артистка справлялась так же безупречно, как и в молодости.

«Мы заметили в ней необыкновенную силу мускулов, — писала одна из столичных газет, — они точно стальные, носки ног впиваются в подмостки театра. Эта сила дает ей возможность делать с тончайшей отчетливостью и чистотою труднейшие па».

Однако Петербургу была ближе меланхоличная и воздушная Тальони, поэтому Фанни публика встретила сдержанно. А вот Москва, напротив, влюбилась в пылкую и страстную Эльслер во время гастролей в 1850-м. Ее приняли с таким восторгом, что дирекция Большого театра подписала с ней контракт на весь сезон 1850/51 года. Именно тогда Алексей Бахрушин и заполучил для своей коллекции балетные туфельки примы. Кстати, как раз «Эсмеральду» Эльслер выбрала для своего прощального бенефиса: в тот вечер на сцену было брошено 300 букетов цветов, и во втором акте из них устроили лежанку для героини.

Николай Чернышевский позже писал: «…Все соглашались, что Фанни Эльслер необыкновенно хороша и привлекательна, и уж вовсе не картина, а женщина; не Тальони, в которой было что-то воздушное, а женщина в самом простом смысле слова».

Фанни была так впечатлена оказанным ей приемом в Москве, что дала обещание больше не выступать нигде, кроме как в Вене, — чтобы остаться в памяти зрителей именно такой. Так и случилось — свои последние спектакли она сыграла в «Кертнертортеатре», где 30 лет назад впервые вышла на сцену. После этого легендарная балерина простилась с публикой.




Просмотров 4798




Последние новости















 
 
Новости

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

БДТ, Санкт-Петербург

Эдиповы па
 

Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.

"Лебединое озеро" Патриса Барта

TURAN-IAF приглашает!
 

IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.  

02 мая - 07 мая 2025 года

One Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024
 

И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.

 
 
 
Публикации

Иклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

Стили танца Африки

Балетмейстер и хореограф: в чем разница?
 

В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.

Две стороны одной медали

Ведение социальных сетей - одно из самых важных правил
 

В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?  

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео