На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 3471; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
27/09Китайский балет: история, особенности, лучшие постановки

Балет — прежде всего западный вид искусства, зародившийся в Италии в 15-м веке, но в Китае он не менее популярен. Сегодня китайский балет сочетает в себе европейские и национальные черты и широко известен во всем мире. ЭКД рассказывает о российском наследии в китайском балете, особенностях современного классического танца в Китае и объясняет, какие постановки обязательно стоит посмотреть.

История балета в Китае

В Китае балет появился в начале 20-го столетия: его начали показывать русские артисты в крупных городах, таких как Шанхай, Харбин или Тяньцзинь. С 1930-х годов здесь открываются первые балетные школы и учреждения, однако в это время они не пользовались большой популярностью и особого значения не имели. Первая профессиональная труппа — Национальный балет Китая — возникает лишь в 1959 году, уже после основания КНР. С этого момента начинается постановка оригинальных китайских спектаклей на политическую тематику. Самыми известными из них становятся «Красный женский отряд» (????? Hóngsè niángz?j?n) и «Седовласая девушка» (??? Bái máo n?), превозносящие роль Коммунистической партии Китая и высмеивающие постыдное поведение буржуазии.

 

Кадр из балета «Седовласая девушка». Источник: Shanghai Observer

Эти работы ошеломили Китай своим патриотическим настроением и заложили основы для дальнейшей популяризации в стране это вида искусства. Многие любительские коллективы начали имитировать движения из полюбившихся им спектаклей и показывать их по всей стране. Китайский балет стал совмещать в себе классические европейские движения и традиционную культуру Китая. Часто в музыку балетов стали вводить вокальные эпизоды, мелодии и арии из традиционных китайских опер, которые, по словам танцовщицы Сунь Цянь (?? S?n Qi?n), проясняли сюжет и позволяли неприспособленным зрителям лучше понять чувства героев. Сохранение этой особенности стало главной целью ведущих национальных трупп.

Сегодня китайский балет признается во всем мире. В 2009 году в Австралии даже вышел фильм «Последний танцор Мао» (Mao’s Last Dancer), основанный на биографии выпускника Пекинской академии танца Ли Цуньсиня (??? L? Cúnxìn) и вошедший в список самых кассовых фильмов этого года. Сейчас китайские артисты завоевывают золотые медали на крупнейших международных конкурсах и фестивалях. Они участвуют в постановках всемирно известных хореографов и успешно совмещают классические произведения с азиатской формой акробатики, элементы которых можно увидеть в «Лебедином озере», «Спящей красавице» и даже «Щелкунчике».

Так, в 2019 году на World’s Got Talent, одном из самых популярных американских реалити-шоу, балетная пара из Китая настолько поразила судей своей цирковой балетной постановкой, что за свое выступление получила «Золотой зуммер» — высшую награду, дающую право сразу же выступить в финале.

Балетная обувь и древний обычай бинтования

На протяжении нескольких столетий в Китае практиковался обычай бинтования ног, позволяющий девушкам уменьшить размер стопы до 7-10 см. Такая длина стопы свидетельствовала о высоком положении в обществе. По легенде, эта традиция возникла еще в 10-м веке, когда император Ли Юй (?? L? Yù) попросил свою наложницу забинтовать ноги белым шелком, чтобы они стали похожими на полумесяц.

До начала 20-го века всем девочкам с возраста 4-5 лет привязывали к ступням все пальцы, за исключением большого. Затем как можно сильнее притягивали носок к пятке, что зачастую лишало женщин возможности передвигаться самостоятельно. Из-за вреда женскому здоровью эта традиция все чаще стала подвергаться критике и после Синьхайской революции (1911-12 гг.) была запрещена. На первый взгляд, у нее нет ничего общего с современной балетной обувью. Однако Чэнь Бода (??? Chén Bódá), политический секретарь Мао Цзэдуна, посчитал иначе.

 

Результат бинтования женских ног. Источник: Kulturologia

Зимой 1949-1950 гг. Чэнь Бода сопровождал первого председателя КНР во время его поездки в Москву, организованной с целью подписания китайско-советского договора о дружбе. В честь этого события Мао Цзэдуна пригласили в Большой театр на балет «Красный мак», по сюжету действие которого разворачивалось в шанхайском порту и рассказывало о любви капитана советского судна и китайской танцовщицы.

В то время отношения между лидерами двух государств были достаточно напряженными, пишет Юрий Галенович в книге «Великий Мао. “Гений и злодейство”». Во многих вопросах существовали расхождения, сохранялось недопонимание и недоверие. Для Мао Цзэдуна балет, в первую очередь, выглядел как способ пропаганды советских взглядов на развитие китайского революционного движения и советско-китайских отношений в целом. Поэтому политический лидер решил проявить осторожность и заранее отправил на генеральную репетицию спектакля своего секретаря Чэнь Бода, который учился в России и знал русский язык.

В постановке один из грузчиков на корабле падает от усталости, и его начинают бить, заставляя продолжить работу. К нему на помощь приходит советский капитан, и это вызывает восхищение у проходящей мимо танцовщицы Тао Хао. Чтобы выразить капитану свой восторг, девушка дарит ему цветы. За это ее избивает китаец Ли Шанфу, который считает, что ей не следует «кокетничать с большевиками». Советский капитан вступается за Тао Хао, и она влюбляется в него.

 

Исторические кадры балета «Красный мак». Источник: Liveinternet

Вечером того же дня Ли Шанфу, опасаясь дурного большевистского влияния, решает избавиться от капитана. Дождавшись, когда он останется с Тао Хао наедине, китаец снова бьет девушку и провоцирует драку. Однако убить капитана ему не удается. Тогда возникает новый план покушения. Китайцы приносят Тао Хао трубку с опиумом, и под действием смутных видений она соглашается отравить капитана. Однако в последний момент героиня выбивает из рук капитана ядовитый чай, за что ее убивает разгневанный Ли Шанфу. Советский корабль уплывает, и в небе загорается огромный красный цветок.

По мнению Чэнь Бода, постановка указывала на то, что революцией в Китае руководили советские представители, а не китайские партийные лидеры и народ. Название «Красный мак» и вовсе дало отсылку к тяжелым и позорным в истории Китая временам опиумных войн (1840-1842; 1856-60 гг.), когда страна потеряла свою политическую самостоятельность и была поделена на иностранные зоны влияния. Кроме того, ноги балерин в пуантах напомнили ему о китайском обычае бинтования. По словам секретаря, все это указывало на то, что СССР хотел представить китайцев уродливыми варварами, и оставило у него очень тягостные впечатления.

 

Девочки с забинтованными ногами. Источник: Medium

Чэнь Бода едва не покинул зал, не дождавшись окончания представления. Его с трудом смогли удержать, чтобы это не оказало негативного влияния на развитие советско-китайских отношений. Мао Цзэдун так и не посмотрел советский спектакль, а сам балет в СССР впоследствии был переименован в «Красный цветок». Сегодня его продолжают показывать не только в России, но и за рубежом, а в 2010 году постановка стала лучшей премьерой сезона Красноярского театра оперы и балета.

Собственные балетные термины

Терминология современного классического балета пришла к нам из французского языка. При этом каждое название отражает какой-либо образ и буквально описывает, как должно выглядеть то или иное движение. Так, прыжок с поочередным сгибанием ног — па де ша (pas de chat) — переводится как «кошачий шаг», а па де пуасон (pas de poisson) — прыжок с поочередным броском ног назад — «движение рыбы». В Китае подобные термины обычно транскрибируют, то есть записывают с помощью схожих по звучанию иероглифов. Однако в этом случае полностью теряется заложенный в них смысл.

В китайских профессиональных балетных заведениях не преподают французский как отдельную дисциплину, как это делают в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой (АРБ) или Московской государственной академии хореографии (МГАХ). Учащиеся знакомятся с западными понятиями, заучивают их и произносят на свой манер. Но для того, чтобы понять технические особенности исполнения, для каждого термина было создано собственное китайское название. Например, батман тандю (battement tendu) — движение ногой по полу — часто заменяется на цади (?? с?dì), что дословно переводится как «тереть пол», а плие (plie) — приседание на двух ногах — объясняется глаголом дунь (? d?n), означающим «сидеть на корточках».

Китайские имена российских артистов

Китайцам очень сложно запомнить длинные русские имена, поэтому часто они заменяют их на более простые и короткие по звучанию. Обычно к последнему слогу «ва» в фамилиях женщин добавляется первая латинская буква фамилии или созвучный первой букве иероглиф. Например, народная артистка России Светлана Захарова известна как Зейва (Z?; Z Wá), прима Мариинского театра Диана Вишнева — как Вива (V?; V Wá), артистка Большого театра Екатерина Крысанова — как Кейва (K?; K Wá), а солистка Мариинского театра Алина Сомова — как Эсва (S?; S Wá). Екатерине Кондауровой, чтобы избежать повторений, вместо буквы K был присвоен иероглиф ? k?ng, означающий мир, спокойствие и процветание — в результате получилась Канва (??; К?ng Wá).

Мужские фамилии чаще всего записываются латиницей. Однако премьер Большого театра Владислав Лантратов был удостоен собственного китайского имени — Сяо Лань (?? Xi?o Lán), где «сяо» означает «маленький» и обычно добавляется перед именем молодого человека, а «лань» выбрали по созвучию с первым слогом фамилии.

«Щелкунчик» в китайском стиле

В Китае классический «Щелкунчик» известен под названием «Встреча нового года» (?? Guònián). Несмотря на схожий праздничный сюжет, постановка значительно отличается от российской версии. Вместо знакомых нам Маши и Миши главными героями становятся девочка Юаньюань (?? Yuányuán) и мальчик Туаньтуань (??Tuántuán). Интересно, что если совместить первые части их имен, получится глагол туаньюань (?? tuányuán), означающий «собираться вместе».

 

Юаньюань радуется подарку. Источник: China Cultural Center

Основная часть сюжета развивается во сне Юаньюань, где она встречается не с мышиной армией, а с братом Туаньтуанем. Брат, тем не менее, предстает в облике чудовища Нянь (?? Niánshòu) — мифического зверя, появляющегося на людях лишь в канун нового года. Щелкунчик обращается в человека, и начинается бой. Вскоре на помощь прилетает легендарный журавль Сяньхэ (?? Xi?nhè) и побеждает чудовище. Юаньюань благодарит его за спасение, просит превратить себя в птицу и улетает вместе с Сяньхэ в волшебное королевство фарфора.

 

Танец журавлей. Источник: Shanghai Observer

Затем привычный для нас вальс снежинок заменяется танцем журавлей, испанский танец становится танцем китайских вееров, арабский — танцем шелка, а вместо мамаши Жигонь появляется золотая свинья-копилка. В конце Юаньюань неожиданно просыпается и, понимая, что все эти события произошли лишь во сне, отдает брату Щелкунчика. Вскоре вся семья дружно отправляется встречать новый год.

Какие спектакли еще стоит посмотреть?

«Подними красный фонарь» (??????? Dàhóng d?nglóng g?o g?o kuà). Балет был создан в 1990-х гг. Национальной труппой Китая на основе одноименного фильма Чжан Имоу и затрагивает тему женской судьбы в условиях патриархального общества. По сюжету, действие разворачивается в поместье китайского феодала. Богатый взрослый мужчина берет в дом четвертую жену — молодую образованную Сунлянь, что лишь усиливает ревность и вражду между первыми женами, стремящимися заполучить внимание мужа любой ценой.

 

Фото: Жэньминь Жибао

Каждый вечер господин приходит к одной из своих супруг, и в знак этого в ее доме зажигается множество красных фонарей, которые становятся символом ожидания и бесконечной борьбы. Их обладательница получает безграничные полномочия и власть, однако далеко не всегда испытывает к супругу нежные чувства. Насильно выданная замуж третья жена не чувствует к мужу ни малейшей привязанности. Каждая совместная ночь для нее — наказание. И в сцене с красным шелком героиня буквально задыхается от беспомощности и неспособности что-либо поменять.

 

Сцена с красным шелком. На фоне – следы внутренней борьбы. Источник: ???

Чтобы отвлечься, девушка сближается с другом детства. Однако вскоре об этом узнает муж и решает ее повесить. Сунлянь, увидев жестокое наказание, сходит с ума, а господин женится снова, в пятый раз.

«Красный женский отряд» (????? Hóngsè niángz?j?n) — один из самых значимых и известных спектаклей в Китае, который с момента своей постановки в 1964 году был исполнен свыше 4 тыс. раз. Балет был создан по мотивам одноименного фильма режиссера Се Цзиня (?? Xiè Jìn) и рассказывает о крестьянской девушке У Цюнхуа, которая присоединяется к коммунистам в ходе гражданской войны.

 

Сцена из балета. Источник: ????

У Цюнхуа работала в доме жестокого военачальника с острова Хайнань, но была спасена командиром военной роты. Девушка вступает в ряды женского Красного отряда, освобождает родную деревню от гоминьдановских сил и убивает бывшего господина, несмотря на приказ оставить его в живых. Героиня раскаивается в нарушении дисциплины, но благодаря упорству и трудолюбию быстро продвигается по службе и становится командиром.

«Сверкающая красная звезда» (????? Sh?nsh?n de hóngx?ng). Балет считается одним из классических произведений о становлении народной власти в Китае. Он рассказывает о молодом солдате Пан Дунцзы, вступающем по примеру матери в революционные ряды Красной Армии и бесстрашно сражающемся за вечные идеалы коммунизма. Мировая премьера спектакля состоялась в 2018 году в Шанхае в честь 40-летия с начала проведения политики реформ и открытости в Китае. В 2019 году постановка была исполнена во многих крупных городах страны в честь 70-летней годовщины основания КНР и сегодня пользуется большой популярностью даже за рубежом.

 

Фото: Синьхуа

Самые известные труппы

Если для России характерно наличие репертуарных театров, то в Китае здание театра и труппа обычно не связаны между собой. Балетные труппы занимаются и репетируют отдельно, сохраняя за собой возможность выступать в разных местах.

«Китайский национальный балет» — первая профессиональная балетная труппа Китая, созданная в Пекине в конце 1950-х гг. при непосредственном участии советского хореографа Петра Гусева. Являясь одной из ведущих компаний в стране, даже имеет собственный симфонический оркестр и театр. Помимо всемирно известных «Лебединого озера», «Дон Кихота» или «Жизели», Китайский национальный балет исполняет патриотические спектакли «Красноармейка», «Седовласая девушка», «Подними красный фонарь», а также «Пионовую беседку» и другие.

 

Кадр из балета «Журавль зовет». Источник: NBC

Компания «Балет Гонконга» была создана в 1979 году и сегодня активно гастролирует по всему миру. Труппа постепенно адаптирует классику под современные реалии и все больше внедряет новые постановки, совмещающие любовь к искусству и городу. Только посмотрите, какое необычное видео было создано в честь 40-летнего юбилея труппы в прошлом году!

Яркие и красочные костюмы, пируэты на тротуарах и баскетбольных площадках. Все это объединяет балет и поп-культуру и доказывает, что классический танец может быть современным.

 

Фотосессия труппы в честь 40-летнего юбилея. Источник: HKBallet

Каждый сезон труппа создает невероятно красочные рекламные кампании, привлекающие внимание зрителей всех возрастов. Гонконгский балет стремится распространить любовь к танцу по всему миру, сделав его доступным для любых слоев общества.

Рекламные кампании разных сезонов. Источник: HK Ballet

«Ляонинская балетная труппа» была основана в 1980 году и сейчас особое внимание уделяет созданию оригинальных китайских постановок, отражающих историю и культуру страны. Труппа стала одной из первых в Китае, кто начал развивать международные культурные связи, и сейчас прочно сотрудничает с хореографами из Франции, Германии, России, США, Дании и др. Артисты компании ежегодно завоевывают золотые медали в лучших международных балетных конкурсах мира, в том числе в Youth America Grand Prix — крупнейшем международном балетном конкурсе для студентов.

 

Кадр из балета «Отражение луны в двух родниках». Источник: Inballet


Автор: Алена Смирнова. В статье использованы материалы китаиста, любителя балета Яны Елисеевой.
Источник: ЭКД


Просмотров 1913




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео