На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1264; публикаций 1289; фоторепортажей 813; объявлений на форуме 3832; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
06/09Танец в самое сердце

Минувшим летом в России отметили сорок лет московской Олимпиаде. Человек, ставивший танцевальные номера для самых красочных на любой Олимпиаде церемоний – открытия и закрытия, – скончался минувшей весной, не удостоившись многочисленных некрологов в печати.

Игорь Шаповалов, педагог, народный артист СССР, лауреат премии Ленинского комсомола, в прошлом солист пермского балета, ушел из жизни 6 мая. Танцевальный ансамбль политехнического института «Солнечная радуга» он вывел на мировую сцену – придя благодаря ему на Олимпиаду-80, хореографом которой он стал. Игорь Алексеевич обладал редким даром – рисовать массами, создавая живые танцевальные полотна.

Когда партии мало

Имя Шаповалова связано с золотой эпохой пермского балета, когда за билетами в театр стояли с ночи и до ночи, когда деятели театра воспринимались горожанами и гостями области практически как небожители. Шаповалов приехал в Пермь после окончания училища во Фрунзе, еще некоторое время занимался и в Пермском хореографическом.

Мечтал стать танцовщиком классического танца. Но… он был характерный артист – речь о ролях народно-сценического жанра, в которых исполнитель должен прежде всего ярко передать образ. Это Шаповалову удавалось прекрасно: волны восхищения прокатывались с первых рядов до последних. Что, впрочем, совершенно не означало, что Шаповалову всё давалось легко, с первого жеста. Каждая роль – упорство и работа над собой: «…когда получаю партию в театре, мысленно пребываю в полнейшем хаосе и смятении, потом овладеваю образом чисто танцевально, технически, потом начинаю размышлять».

И всё же Игорю Алексеевичу сцены было мало. Его видение было масштабнее одной балетной роли; его мышление было современнее, чем классический танец.

Солнечные зайчики

До студенческой весны 1969 года оставалась пара месяцев, когда танцевальным коллективом Пермского политехнического института стал руководить Шаповалов. Что можно сделать за такой короткий срок?

Первая же его постановка поразила публику и сразу вывела ППИ на иную высоту. Сиртаки – не просто греческий танец. Кто в то время ставил танцевальное полотно – как назвал постановку Шаповалов? Это было ново, дерзко и… впечатляюще. В аранжировке Игорь Алексеевич соединил музыку М. Теодоракиса с хоровым греческим пением, добавил аудиозаписи реальных уличных боев. Это распространило действо за пределы сцены и создало ощущение реальности событий, вовлечения зрителей в сюжет.

Для Игоря Алексеевича студенты ППИ не были первым опытом. Начинал он когда-то с ребятами из пермской школы № 37, вел хореографическую студию в ДК им. Я. М. Свердлова и, конечно, преподавал характерный танец в Пермском хореографическом училище. Наверное, дети в силу возраста и психологической незрелости не могли дать истинный простор Шаповалову. А взаимодействие с уже почти самостоятельными, но еще по-юношески открытыми студентами стало принципиально иной вехой.

Шаповалов называл «Солнечную радугу» своей лабораторией – местом, где он расширял границы. Дерзкие юные «радужники» были только за современный подход к танцу и возможность развиваться самобытно. Эти «мышки» росли вместе с хореографом, покоряли города и страны, выступали с профессиональными коллективами. Куба, Вьетнам, Румыния, Чехия, Германия – по тем советским меркам простым студентам из провинциальной Перми открылся истинно звездный путь.

Он ставил и правил на публике, не стесняясь, практически без записей. Приходил после отыгранного спектакля в театре, вешал пиджак на стул, отдыхал с полчаса, пока ребята заканчивали класс, и начинал творить. Не злился, не ругался, не орал, когда у ребят из «самоделки» не получалось. Профессионализм не мешал ему, напротив, общаясь с достаточно взрослыми людьми, студентами, он находился с ними в одном потоке. И в то же время оставался где-то в своем мире. Его цепкий взгляд зажигался от ребячьих глаз, и как же здорово, что это общение хранится в документальном фильме «Равновесие» (6+), вышедшем в 1976 году (режиссер М. Першко).

Мне показались очень важны слова Шаповалова в одном из интервью: «Они – воск, удивительно благодатный материал. Мне с ними постоянно хочется разговаривать, что-то обсуждать. В беседах придумываются мотивы, штрихи танца, и получается, что каждый вносит в радугу свой лучик. Они не испорчены зеркалом. В театральном балетном классе зеркала во всю стену, и мы, танцуя, следим за собой, глядя в них. Для ребят зеркало – мои глаза, мое восприятие танца, и, работая с ними, я сделал для себя открытие: как важно для вдохновения видеть не холодное зеркало, а живые глаза педагога». Возможно, именно в тот момент, когда Шаповалов стал «зеркалом» для своих учеников – взрослых людей, способных пожертвовать временем, чтобы трудиться на сцене, – и открылось в нем данное богом – талант рисовать массами.

Величие и грусть Олимпиады-80

Уникальность хореографии Шаповалова заметили. После выступлений «Солнечной радуги» на всесоюзных съездах комсомола и партии, после поездок за рубеж его стали приглашать крупные профессиональные коллективы, ему стали доверять на всесоюзных мероприятиях постановку номеров, объединявших коллективы из разных республик. Танцы-плакаты, танцы-набаты – грандиозные, с патриотической символикой, – они радикально отличались от того, с чем, как правило, выступали танцевальные коллективы. К тому же Игорю Алексеевичу было неважно, пятьдесят исполнителей в его распоряжении или пять тысяч. Три тысячи человек вправо, две тысячи влево – он легко переносил танец с «малого» на громадные арены. В общении же продолжал оставаться мягким, корректным человеком.

Постановка хореографических номеров на московской Олимпиаде-80 была своеобразной проверкой для Шаповалова. Он приехал туда с «Солнечной радугой» в качестве хореографа коллектива, не был назначен на высокую должность. Но при постановке одного из центральных танцевальных номеров на стадионе что-то пошло не так, и назначенного балетмейстера отстранили. И Шаповалов менял и правил «по живому», перестраивая, добавляя, изменяя…

Прошло сорок лет, а кадры со стадиона по сей день впечатляют масштабностью, ярким, полнокровным танцем, в котором тысячи людей движутся гармонично и в то же время многослойно, не повторяя друг друга, а создавая живой многогранный орнамент. Жара в тот год стояла страшная, Москва за месяц раскалилась от предвкушения будущего события и зашкаливающе высоких температур, но все репетиции шли по графику, а исполнители работали на максимуме. И праздник вошел в историю.

А еще во время праздничных олимпийских мероприятий умер Владимир Высоцкий. Власти старались не афишировать этого события, но… На заключительном концерте в «Октябре», посвященном чествованию олимпиоников, выступала Алла Пугачева. Она вышла на сцену и сказала:

– Простите меня. Я приготовила праздничные песни, но буду петь грустные, потому что сегодня умер Высоцкий.

И никто не остановил ее. А потом все поехали на Таганку.

Но всё же колесо Олимпиады было невозможно остановить. Москва бежала, прыгала, метала молот, и не было никого счастливее людей, сидящих на трибунах, следящих за событиями по телевизионным экранам, любующихся величавой мощью Советской страны и завораживающим танцем мира. И этот танец был создан Игорем Шаповаловым.


Автор: Елена Савельева
Источник: Звезда


Просмотров 1628




Последние новости















 
 
Новости

ПолянаАртФест
 

С 20 по 26 июня 2025 года на площадке курорта Красная Поляна, Сочи 960 состоится грандиозный Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест", который проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Краснодарского края.

Конференции, мастер-классы ...

Урал Опера Балет
 

В театре "Урал Опера Балет" завершилась открытая для зрителей репетиция новой версии "Каменного цветка" Сергея Прокофьева по мотивам сказок Бажова в интерпретации хореографа Антона Пимонова. Премьера - уже завтра, 4 апреля.

Сказки Перро

"ПолянаАртФест
 

Международный танцевальный форум "ПолянаАртФест" - это уникальный проект, главной идеей которого является массовое вовлечение детей и молодежи в творческий процесс, создание пространства для коммуникации представителей танцевальной культуры. Форум пройдет с 20 по 26 июня в Сочи, Красная Поляна.

Старт приема заявок

Мулен Руж
 

Балетмейстер и художественный руководитель известного парижского кабаре "Мулен Руж" Джанет Фараон скончалась в возрасте 65 лет. По данным французских СМИ, Фараон в последнее время серьезно болела. 

Скончалась балетмейстер Джанет Фараон

Артисты ансамбля "Донбасс" поздравили "Вольную степь"
 

Ансамбль "Донбасс" прибыл из ДНР в Ставрополь, чтобы поздравить местных коллег-музыкантов с 20-летием. С казачьим ансамблем песни и пляски "Вольная степь" дончан связывают давняя дружба и многократные совместные выступления.

И это прекрасно!

Балетный спектакль "Две Анны"
 

В Северной столице состоялась - необычная балетная премьера. Во-первых, она была представлена на сцене Большого драматического театра (БДТ). Во-вторых, готовитовила ее для Петербурга московская команда, в составе которой сплошь звездные имена.

БДТ, Санкт-Петербург

Эдиповы па
 

Балет Берлинской государственной оперы возобновил хит своего репертуара — "Лебединое озеро" в постановке Патриса Барта, творчески переосмысляющей классический балетный сюжет. По мнению Татьяны Кузнецовой, с новым составом исполнителей знаменитый спектакль-долгожитель выглядит на удивление свежим.

"Лебединое озеро" Патриса Барта

TURAN-IAF приглашает!
 

IX-й Международный фестиваль искусств "TURAN-IAF" предоставляет уникальную возможность погрузиться в многогранный мир культурного обмена. Мероприятие, проводимое с 02 по 07 мая 2025 года в живописной Анталии, Турция, обещает стать незабываемым событием для всех, кто интересуется искусством.  

02 мая - 07 мая 2025 года

One Dance Championship по Caribbean Mix на Moscow Ball 2024
 

И еще один обзор участников чемпионата по одному танцу уже по карибским танцам. Комментирует финал "Кубка Деда Мороза и Снегурочки" по танцу меренге на Moscow Ball 2024 Анастасия Демидова, чемпионка России WADF по salsa и bachata, чемпионка Европы WADF по salsa и bachata.

 
 
 
Публикации

Иклюзивные балы в России
 

Инклюзивный бал как явление зародился в Самаре в 2014 году, в Москве же, такие праздники проводятся раз в году, начиная с 2022 года. Это возможность сделать людей с инвалидностью чуточку счастливее и здоровее — общение и взаимодействие дарит счастье и уверенность.

К новым высотам

Творец должен быть недоволен собой
 

Легендарный танцовщик Владимир Васильев встретил свое 85-летие новым "Лебединым озером". Про его танец писали: живописует телом, когда летит - это поэзия, порыв духа. В его живописи присутствуют те же движение, динамика - которые видны сегодня в любых позе и жесте мастера, когда он что-то показывает танцовщикам...

Владимир Васильев встретил свое 85-летие

Тамара Карсавина
 

Ведущая балерина Мариинского театра, звезда "Русских сезонов" Сергея Дягилева, первая исполнительница постановок Михаила Фокина, эмигрировавшая после революции в Великобританию, вице-президент Британской Королевской академии танца.  

Таточка стала действительно одной из нас

Про шоу
 

Шоу-программа – это уникальная танцевальная дисциплина, которая позволяет танцорам примерять на себя разные роли и демонстрировать сразу несколько стилей в одном танце. Сейчас танцевальные шоу популярны в медиапространстве в формате видеоклипов, набирают обороты соревнования среди профессиональных пар.

Состовляющие шоу

Приморье переживает массовое увлечение балетом
 

- Господи, как я волновалась! Меня так трясло, что боялась, как бы дрожь не заметили в зале. Но потом взяла себя в руки. Подумала: я же ради этого все затевала. Полгода тренировок и репетиций. Ну а раз назвалась балериной, то вперед на сцену.

Почему в Приморье?

Что такое классический русский балет?
 

Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позд­ней­шие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы раз­гля­деть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть

8 вещей, которые важно знать

Танцы Африки: ритм и истоки
 

При словах Африканский танец, наверное, у многих появляется ассоциация с человеком, танцующим под звук барабанов и абсолютно владеющим всеми частями тела, которые умело подчеркивают ритм. Африканские танцы всегда имели сильную связь с землей. Как говорят сами африканские танцоры, они чувствуют пульс земли, и выражают его своими позами, жестами и шагами.

Стили танца Африки

Балетмейстер и хореограф: в чем разница?
 

В современном мире граница между этими профессиями становится все более размытой, и многие хореографы успешно работают в разных жанрах, используя элементы классического балета в современных постановках. Однако, понимание различий между этими профессиями помогает лучше оценить сложность и многогранность мира танца.

Две стороны одной медали

Ведение социальных сетей - одно из самых важных правил
 

В современном танцевальном мире одну из главных ролей занимает имидж в социальных сетях. Благодаря блогам танцоры не только набирают популярность, но и развивают и делают более известными танцевальные направления. Как набрать подписчиков? Чем привлечь аудиторию? Для чего вести блог?  

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Календарь Творческих Событий
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео