В конце января Большой театр России выпустил на широкие экраны первую балетную премьеру этого сезона - новую версию классической «Жизели» авторства АЛЕКСЕЯ РАТМАНСКОГО. Миллионная зрительская аудитория нашей страны и мира стала свидетелем этого события: кто-то пошёл в кинотеатр, кто-то подключился к событию через видеоканал Большого.
.jpeg)
Качество увиденного превзошло все ожидания, дав возможность посидеть в зале сразу на нескольких наиболее выгодных для зрителя местах: оценить картинку со всех возможных ракурсов, насладиться игрой актёров, их яркими эмоциональными реакциями, мельчайшими деталями мимики, детально рассмотреть красивейшие костюмы, вдохновленные эскизами Александра Бенуа, и подвергшиеся тонкой стилистической обработке современного художника Роберта Пердзиола. Благодаря крупным планам, мы будто прикоснулись к ним рукой. За кулисами зрителей ждала бессменная ведущая трансляций шармовая КАТЕРИНА НОВИКОВА (начальник пресс-службы ГАБТ). Перед началом трансляции КАТЕРИНА вместе с ЮРИЕМ ОСТРОВСКИМ (исполнителем партии Вильфрида, Оруженосца Графа Альберта) провела для зрителей мини мастер-класс по балетной пантомиме. О сути и смысле своего спектакля доходчивее, чем кто-либо другой, поведал в антракте балетмейстер Алексей РАТМАНСКИЙ.
.jpeg)
ОЛЬГА СМИРНОВА в партии ЖИЗЕЛИ продемонстрировала высшую степень виртуозности, танцуя свои соло в первом акте со скоростью мысли, проведя сцену сумасшествия на высшем пике нервного напряжения и вызвав слёзы проникновенностью, нежностью и драматизмом своего танца во втором акте. Она прожила жизнь своей героини с той степенью актёрской самоотдачи, когда жесты незапланированны, не обдуманны, а являются мгновенным эмоциональным импульсом, жизнью сердца «здесь и сейчас».
АРТЕМИЙ БЕЛЯКОВ - первый исполнитель партии Графа Альберта в новой версии, принял близко к сердцу ту трактовку образа, которую предложил ему балетмейстер Алексей Ратманский. Сила, смелость и честность его чувств, импульсивность, страстность его души нелогичное делает логичным и оправданным, невозможное возможным. Ему верит Жизель, ему верят зрители - окончательно и бесповоротно.
Сложнейшее «Крестьянское па де де» версии Алексея Ратманского - испытание на прочность для артистов. Но в Большом нашлись виртуозы, превращающие это па де де в настоящий праздник глаз. Алексей ПУТИНЦЕВ - это ловкость и легкость, граничащая с чудом. Его ноги кажутся ножницами волшебника, играющего с воздухом. Крутится вправо или влево? Для суперкоординированного тела Алексея нет такого вопроса. Над законами притяжения он смеётся. Несмотря на сверхскорость исполнения всех па, стопы танцовщика вытянуты, как струнки. А сколько галантности в его кавалерском поведении с дамой и сколько достоинства по отношению к публике! Совсем не крестьянское благородство. Дарья ХОХЛОВА, ставшая его партнёршей, милейшая пейзанка, сохраняющая свежесть очарования и после танцев, требующих завуалированной силы. В своём исключительно подвижном соло она стремится к дотошной чистоте и правильности исполнения, кружась юлой, не теряет аккуратно-собранного вида.
.jpeg)
Для ДЕНИСА САВИНА трансляция (26-го января) стала почти дебютом в партии Ганса (в первом премьерном блоке, осенью 2019-го, артист не выходил, и 22-го января исполнял роль впервые). Как всегда он отнёсся к новой работе с большой ответственностью, понял своего персонажа и стал им. В сравнении с Гансом (версия Юрия Григоровича) сегодняшний Ганс Дениса Савина менее патетичен, менее импульсивен, вспыльчив, нервозен. Он предельно прост, ясен и конкретен в своих чувствах и поступках. Использует крепкие мужицкие жесты, не вымаливает, не вытребывает любви у Жизели, а любит сам, не прося ничего взамен, но, служа, выступая ангелом-хранителем. В самом начале балета Ганс серьёзно, не напоказ, а лишь сам себе клянётся в любви к Жизели. И только перед Богом и своим собственным сердцем и ответстует позже за верность этому чувству. Не самолюбие, не лукавство, не ревность движет всеми его поступками, а большая настоящая мужская честность. Высветить обаяние человечности, широты и прямоты сердца в сценическом образе артист ДЕНИС САВИН умеет, как никто другой.
.jpeg)
В новой версии “ЖИЗЕЛИ” Алексея Ратманского танцы виллис отличаются большей скоростью, динамикой, порывистостью, резкостью в сравнении с более привычными для нашего сознания - широкими, полётными, мягкими. Это требует от исполнительниц предельной собранности. Ксения ЖИГАНШИНА в образе жестокой виллисы (Мойна - двойка виллис), становясь воплощением той идеи и энергии, которую диктует музыка новой версии, все же стремится не утратить гармонии и женственности, избегая суеты.
Мягкий лиризм, вдумчивая философская тишина небесных стихий - то, что открывает нам танец АНАСТАСИИ ДЕНИСОВОЙ в партии Зюльмы (двойка влилис).
Острота общего рисунка танца и отдельных поз, эфемерная легкость и, одновременно, властная сила прыжка, непоколебимая строгость нрава - такой предстала 26-го января перед зрителями Большого театра России и кинотеатров страны и мира МИРТА АНГЕЛИНЫ ВЛАШИНЕЦ. Именно ее, открывающее второй акт магическое, будто стелющееся туманом по земле па де бурре задало тон втором акту балета, погружая сознание в потусторонний таинственный мир.
.jpeg)
Батильда в версии Алексея Ратманского очень далека от привычного образа гордой брезгливой аристократки, и проникается к Жизели сестринскими чувствами, ощущает с ней женское единство. Если раньше она выплывала гордой павой в ожидании поклонов и преклонения всех и вся, теперь в ней очевиден юный интерес к жизни вокруг. Это не знатная дама, титул которой шагает впереди нее, а, в первую очередь, молодая девушка, невеста, осчастливленная предчувствием скорой новой жизни для себя - долгожданным супружеством. Сердце ее тепло, восприимчиво, щедро на добро, на отдачу. Для артистки Нелли КОБАХИДЗЕ, исполнившую партию Батильды в трансляции, балетмейстер АЛЕКСЕЙ РАТМАНСКИЙ - особый человек в творческой судьбе. В первые годы ее работы в Большом он был художественным руководителем балетной труппы, и, благодаря его доверию, возникли самые яркие, самые смелые сценические работы Нелли. При непосредственном его воздействии, постоянном общении в репетиционных залах она сформировалась, как творческая личность. В памяти трогательный дебют Нелли в партии Жизели (редакция Юрия Григоровича)... Прошло немало лет с той поры. Но новая встреча с балетмейстером Ратманским принесла новое счастье.
.jpeg)
Также премьера даёт уникальную возможность увидеть в процессе живого творчества (в партии Берты, Матери Жизели) ЛЮДМИЛУ СЕМЕНЯКА - легенду балетной сцены, Народную артистку СССР, балерину Большого театра России (1972 - 1997), а с 2002-го года балетмейстера-репетитора ГАБТ. В версии Алексея Ратманского у Матери Жизели появилась развернутая пантомимная сцена «предсказания судьбы», о которой раньше мы могли читать только в книгах, посвящённых истории балета. Как гениальный художник ЛЮДМИЛА СЕМЕНЯКА умудряется эскизно, несколькими меткими пластическими штрихами, точной мимикой создать будущие фантасмогоричные картины ночного царства виллис. Эта сцена становятся воплощением слов «видимое предчувствие».
.jpeg)
И конечно, «ЖИЗЕЛЬ» в версии Алексея Ратманского на широких экранах - это эффектные рисунки кордебалета: пляшущая пёстрая толпа из тридцати двух крестьян и крестьянок в первом акте, образующая стройные ряды при взгляде сверху; и виллисы, потрясающие воображение зрителей фантастическими перестроениями во втором акте. Это шестиконечная звезда (мощный символ, который имеет в данном случае, как позитивное значение: единства противоположностей, женственного и мужественного начала, стремление к единению Бога и человека, дуальности божественного и человеческого, продолжение круга жизни, приобщение к тайне вечности; так и сугубо ведьминское, колдовское, как символ некого магического ритуала сил тьмы). Не менее впечатляет преследующий главных героев мстительный вихрь, превращающийся в жестокий «тоннель смерти», в котором гибнет Ганс, и, главное, символический крест, когда к бездушной массе ночных воительниц присоединяется дух новопреставленной Жизели, не утратившей способность любить. В этой мгновенной картине вершинный смысл христианского по духу спектакля Алексея Ратманского. В смирении, мудром всепрощении и деятельном стремлении к вселенской гармонии смысл жизни просветлённого верой человека. В финале балета Жизель не только прощает Альберта, но просит его о воссоединении со своей законной невестой Батильдой, и, благословив своего возлюбленного, растворяется в молитвенной тишине предрассветной природы.
.jpeg)
ВНИМАНИЕ! ТРАНСЛЯЦИЮ В ЗАПИСИ МОЖНО БУДЕТ УВИДЕТЬ В КИНОТЕАТРАХ МОСКВЫ ПЕРВОГО МАРТА (подробности на сайте www.theatreHD.ru раздел “Афиша”)
Автор: Вера ЧИСТЯКОВА, Авторы фото: Наталья ВОРОНОВА (виды кордебалета, фото Жизели и Альберта (Ольги СМИРНОВОЙ и Артемия БЕЛЯКОВА), Мирты (Ангелины ВЛАШИНЕЦ).
Просмотров 2992