В конце января Большой театр России выпустил на широкие экраны первую балетную премьеру этого сезона - новую версию классической «Жизели» авторства АЛЕКСЕЯ РАТМАНСКОГО. Миллионная зрительская аудитория нашей страны и мира стала свидетелем этого события: кто-то пошёл в кинотеатр, кто-то подключился к событию через видеоканал Большого.
Качество увиденного превзошло все ожидания, дав возможность посидеть в зале сразу на нескольких наиболее выгодных для зрителя местах: оценить картинку со всех возможных ракурсов, насладиться игрой актёров, их яркими эмоциональными реакциями, мельчайшими деталями мимики, детально рассмотреть красивейшие костюмы, вдохновленные эскизами Александра Бенуа, и подвергшиеся тонкой стилистической обработке современного художника Роберта Пердзиола. Благодаря крупным планам, мы будто прикоснулись к ним рукой. За кулисами зрителей ждала бессменная ведущая трансляций шармовая КАТЕРИНА НОВИКОВА (начальник пресс-службы ГАБТ). Перед началом трансляции КАТЕРИНА вместе с ЮРИЕМ ОСТРОВСКИМ (исполнителем партии Вильфрида, Оруженосца Графа Альберта) провела для зрителей мини мастер-класс по балетной пантомиме. О сути и смысле своего спектакля доходчивее, чем кто-либо другой, поведал в антракте балетмейстер Алексей РАТМАНСКИЙ.
ОЛЬГА СМИРНОВА в партии ЖИЗЕЛИ продемонстрировала высшую степень виртуозности, танцуя свои соло в первом акте со скоростью мысли, проведя сцену сумасшествия на высшем пике нервного напряжения и вызвав слёзы проникновенностью, нежностью и драматизмом своего танца во втором акте. Она прожила жизнь своей героини с той степенью актёрской самоотдачи, когда жесты незапланированны, не обдуманны, а являются мгновенным эмоциональным импульсом, жизнью сердца «здесь и сейчас».
АРТЕМИЙ БЕЛЯКОВ - первый исполнитель партии Графа Альберта в новой версии, принял близко к сердцу ту трактовку образа, которую предложил ему балетмейстер Алексей Ратманский. Сила, смелость и честность его чувств, импульсивность, страстность его души нелогичное делает логичным и оправданным, невозможное возможным. Ему верит Жизель, ему верят зрители - окончательно и бесповоротно.
Сложнейшее «Крестьянское па де де» версии Алексея Ратманского - испытание на прочность для артистов. Но в Большом нашлись виртуозы, превращающие это па де де в настоящий праздник глаз. Алексей ПУТИНЦЕВ - это ловкость и легкость, граничащая с чудом. Его ноги кажутся ножницами волшебника, играющего с воздухом. Крутится вправо или влево? Для суперкоординированного тела Алексея нет такого вопроса. Над законами притяжения он смеётся. Несмотря на сверхскорость исполнения всех па, стопы танцовщика вытянуты, как струнки. А сколько галантности в его кавалерском поведении с дамой и сколько достоинства по отношению к публике! Совсем не крестьянское благородство. Дарья ХОХЛОВА, ставшая его партнёршей, милейшая пейзанка, сохраняющая свежесть очарования и после танцев, требующих завуалированной силы. В своём исключительно подвижном соло она стремится к дотошной чистоте и правильности исполнения, кружась юлой, не теряет аккуратно-собранного вида.
Для ДЕНИСА САВИНА трансляция (26-го января) стала почти дебютом в партии Ганса (в первом премьерном блоке, осенью 2019-го, артист не выходил, и 22-го января исполнял роль впервые). Как всегда он отнёсся к новой работе с большой ответственностью, понял своего персонажа и стал им. В сравнении с Гансом (версия Юрия Григоровича) сегодняшний Ганс Дениса Савина менее патетичен, менее импульсивен, вспыльчив, нервозен. Он предельно прост, ясен и конкретен в своих чувствах и поступках. Использует крепкие мужицкие жесты, не вымаливает, не вытребывает любви у Жизели, а любит сам, не прося ничего взамен, но, служа, выступая ангелом-хранителем. В самом начале балета Ганс серьёзно, не напоказ, а лишь сам себе клянётся в любви к Жизели. И только перед Богом и своим собственным сердцем и ответстует позже за верность этому чувству. Не самолюбие, не лукавство, не ревность движет всеми его поступками, а большая настоящая мужская честность. Высветить обаяние человечности, широты и прямоты сердца в сценическом образе артист ДЕНИС САВИН умеет, как никто другой.
В новой версии “ЖИЗЕЛИ” Алексея Ратманского танцы виллис отличаются большей скоростью, динамикой, порывистостью, резкостью в сравнении с более привычными для нашего сознания - широкими, полётными, мягкими. Это требует от исполнительниц предельной собранности. Ксения ЖИГАНШИНА в образе жестокой виллисы (Мойна - двойка виллис), становясь воплощением той идеи и энергии, которую диктует музыка новой версии, все же стремится не утратить гармонии и женственности, избегая суеты.
Мягкий лиризм, вдумчивая философская тишина небесных стихий - то, что открывает нам танец АНАСТАСИИ ДЕНИСОВОЙ в партии Зюльмы (двойка влилис).
Острота общего рисунка танца и отдельных поз, эфемерная легкость и, одновременно, властная сила прыжка, непоколебимая строгость нрава - такой предстала 26-го января перед зрителями Большого театра России и кинотеатров страны и мира МИРТА АНГЕЛИНЫ ВЛАШИНЕЦ. Именно ее, открывающее второй акт магическое, будто стелющееся туманом по земле па де бурре задало тон втором акту балета, погружая сознание в потусторонний таинственный мир.
Батильда в версии Алексея Ратманского очень далека от привычного образа гордой брезгливой аристократки, и проникается к Жизели сестринскими чувствами, ощущает с ней женское единство. Если раньше она выплывала гордой павой в ожидании поклонов и преклонения всех и вся, теперь в ней очевиден юный интерес к жизни вокруг. Это не знатная дама, титул которой шагает впереди нее, а, в первую очередь, молодая девушка, невеста, осчастливленная предчувствием скорой новой жизни для себя - долгожданным супружеством. Сердце ее тепло, восприимчиво, щедро на добро, на отдачу. Для артистки Нелли КОБАХИДЗЕ, исполнившую партию Батильды в трансляции, балетмейстер АЛЕКСЕЙ РАТМАНСКИЙ - особый человек в творческой судьбе. В первые годы ее работы в Большом он был художественным руководителем балетной труппы, и, благодаря его доверию, возникли самые яркие, самые смелые сценические работы Нелли. При непосредственном его воздействии, постоянном общении в репетиционных залах она сформировалась, как творческая личность. В памяти трогательный дебют Нелли в партии Жизели (редакция Юрия Григоровича)... Прошло немало лет с той поры. Но новая встреча с балетмейстером Ратманским принесла новое счастье.
Также премьера даёт уникальную возможность увидеть в процессе живого творчества (в партии Берты, Матери Жизели) ЛЮДМИЛУ СЕМЕНЯКА - легенду балетной сцены, Народную артистку СССР, балерину Большого театра России (1972 - 1997), а с 2002-го года балетмейстера-репетитора ГАБТ. В версии Алексея Ратманского у Матери Жизели появилась развернутая пантомимная сцена «предсказания судьбы», о которой раньше мы могли читать только в книгах, посвящённых истории балета. Как гениальный художник ЛЮДМИЛА СЕМЕНЯКА умудряется эскизно, несколькими меткими пластическими штрихами, точной мимикой создать будущие фантасмогоричные картины ночного царства виллис. Эта сцена становятся воплощением слов «видимое предчувствие».
И конечно, «ЖИЗЕЛЬ» в версии Алексея Ратманского на широких экранах - это эффектные рисунки кордебалета: пляшущая пёстрая толпа из тридцати двух крестьян и крестьянок в первом акте, образующая стройные ряды при взгляде сверху; и виллисы, потрясающие воображение зрителей фантастическими перестроениями во втором акте. Это шестиконечная звезда (мощный символ, который имеет в данном случае, как позитивное значение: единства противоположностей, женственного и мужественного начала, стремление к единению Бога и человека, дуальности божественного и человеческого, продолжение круга жизни, приобщение к тайне вечности; так и сугубо ведьминское, колдовское, как символ некого магического ритуала сил тьмы). Не менее впечатляет преследующий главных героев мстительный вихрь, превращающийся в жестокий «тоннель смерти», в котором гибнет Ганс, и, главное, символический крест, когда к бездушной массе ночных воительниц присоединяется дух новопреставленной Жизели, не утратившей способность любить. В этой мгновенной картине вершинный смысл христианского по духу спектакля Алексея Ратманского. В смирении, мудром всепрощении и деятельном стремлении к вселенской гармонии смысл жизни просветлённого верой человека. В финале балета Жизель не только прощает Альберта, но просит его о воссоединении со своей законной невестой Батильдой, и, благословив своего возлюбленного, растворяется в молитвенной тишине предрассветной природы.
ВНИМАНИЕ! ТРАНСЛЯЦИЮ В ЗАПИСИ МОЖНО БУДЕТ УВИДЕТЬ В КИНОТЕАТРАХ МОСКВЫ ПЕРВОГО МАРТА (подробности на сайте www.theatreHD.ru раздел “Афиша”)
Автор: Вера ЧИСТЯКОВА, Авторы фото: Наталья ВОРОНОВА (виды кордебалета, фото Жизели и Альберта (Ольги СМИРНОВОЙ и Артемия БЕЛЯКОВА), Мирты (Ангелины ВЛАШИНЕЦ).
Просмотров 2706