То, что Россия в области классического балета по-прежнему остается одним из мировых лидеров, не вызывает сомнений. Профессиональные балетные труппы и академические танцевальные коллективы существуют и развиваются не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих, приближенных и отдаленных к центру, регионах нашей страны. Только за последние десятилетия при разных репертуарных музыкальных театрах организованы балетные школы. Продолжают существовать созданные еще при Советском Союзе столичные и региональные хореографические училища. Другое дело, что качественное развитие классического балета на местах во многом зависит от внимания властей к той культурной среде, которая у них формируется. С современной хореографией дело обстоит хуже: тяготение к искусству с давними традициями в России более сильное, нежели жажда поисков и различные эксперименты с движением, формой и сюжетом. Плохо это или хорошо – сказать однозначно сложно. Следование традициям более надежно, но и без обновления классическое искусство может стать архаикой.

Последнее время к современной хореографии в нашей стране большое внимание. Сегодня в России современный балет в моде. На него ходят. Его обсуждают. О нем читают лекции. И, похоже, что именно сегодня возникли те условия, когда наконец-то возможно и нужно конкретно разобраться с этим направлением, активно развивавшимся в течение всего ХХ века.

«Его-глазами». Хореография Марии Яшниковой
О Мариусе Петипа в балетной среде знает каждый. Но, что определенно сделали для развития современного балета Марта Грэм, Мерс Каннингем или представители Джадсоновского экспериментального театра, знают только отдельные профессионалы. Изоляция, релиз (release) и контракшн (contruction), контактная импровизация, телесность – основные понятия из словаря танца-модерн, к которым по-прежнему невежественно относятся закостенелые классики, а любители фуэте и гранд пируэтов вообще не стремятся в них разобраться. Такое унылое положение особо проявляется в провинции, где рядовым зрителям вполне хватает классики, а различать авангардные танцевальные течения нет большой охоты. Но именно в российских регионах, особенно крупных, связанных с развитием науки и образования (Екатеринбурге, Перми, Новосибирске) появлялись пионеры современного танца. И недооценивать большую роль русской провинции в развитии этого направления было бы неверно.
Воронежский театр оперы и балета в течение последних пяти лет проводит энергичную, действенную политику, направленную на качественное развитие своей балетной труппы. Так, здесь, благодаря стараниям и инициативе главного балетмейстера Александра Литягина, проходит ежегодный фестиваль «Воронежские звезды мирового балета», состоялись масштабные премьеры новых постановок спектаклей классического наследия «Корсар» и «Спящая красавица» (обе Юрий Бурлака), прошли уже не одни гастроли танцевальной труппы в Москве (в том числе в рамках фестиваля Национальной театральной Премии «Золотая Маска») и за рубежом. Казавшаяся очень смелой идея проведения первого фестиваля современной хореографии вылилась в реальную трехдневную программу танцевального форума «RE:ФОРМА ТАНЦА».
Реформа в любой области – дело хлопотное, но необходимое, важное для развития и усовершенствования. А «RE:ФОРМА ТАНЦА» в Воронеже еще и дело амбициозное. Поднять его было под силу только решительным, перспективно мыслящим и рисковым людям. Им – руководителям театра, Литягину и всем, кто был с ними в крепкой связке проекта, для осуществления «RE:ФОРМы ТАНЦА» пришлось усвоить то, на что обычно уходит не один год, а может быть и десяток лет. А реальная помощь поступила от Правительства Воронежской области, оказавшего грантовую поддержку фестивалю. Содействие проекту оказал и Департамент культуры Воронежской области (руководитель – Эмилия Александровна Сухачева).

«Принцесса Турандот». Хореография Екатерины Кисловой
Следуя поговорке: «Назвался груздем, так полезай в кузов» воронежцы в своей «RE:ФОРМе ТАНЦА» решили играть по-крупному: пригласить сразу семь хореографов для новых постановок с артистами своей труппы и организовать образовательную программу с лекциями и мастер-классами. В итоге «Воронежская реформа» прогремела не только на свой родной город, но и за его пределами. Три дня Фестиваля (каждый с промежутком через день) оказались напряженными, результативными, разнообразными по идеям. Вложенная организаторами в проект энергия вернулась актерской отдачей и зрительским интересом.
На открытии фестиваля, в первый его вечер, специальный гость проекта, победитель конкурса молодых хореографов международного фестиваля Context. Diana Vishneva 2017 года Ольга Лабовкина представила свой спектакль «Воздух». Это пятнадцатиминутное романтическое трио, в котором Лабовкина участвовала сама вместе с Александром Филипповым и Иваном Сачковым. Действие спектакля происходит то ли в лесу, то ли на поляне, то ли где-то еще на природе. На темном пространстве сцены выделяются три светлые фигуры танцовщиков и прозрачная палатка. Девушка и двое парней творят некое пластическое действо, постоянно контактируя и, как бы передавая свою энергию друг другу. Увиденное произвело впечатление разговора или даже более – близких отношений трех людей. На эмоциональном уровне возникло ощущение хрупкости и незащищенности мира, света, пронизывающего человека. Глубокая по смыслу, ясная по форме работа Лабовкиной смогла впустить зрителей в свое пространство и увлечь идеей свободы (выбора, творчества, фантазии).

«Чайковский. Времена года». Хореография Павла Глухова
Работа Марии Яшниковой «Его глазами» (музыка: Philip Glass, Gidon Kremer, Son Lux) – для артистов физически сложная, выматывающая, но при этом очень музыкальная, хореографически разнообразная. Постановщик оперирует цветовыми переходами, светлыми закулисными прострелами и теневыми эффектами ради рельефности композиций, выстраиваемых артистами, ради того, чтобы обнаружить интересные ракурсы танцующих тел. Не чуждая классическому танцу, Яшникова соедининила арабески, аттитюды, разные пируэты и кабриоли с пластикой модерна. Ее танцевальное действо, местами тяготеющее к восточной экзотике и животной пластике, переходило от медитации к игровой ситуации. Здесь не столь резкими оказались контрастные переходы от соло к дуэтам и массовым перестроениям. К финалу балета хореограф добилась зрительского погружения в созданный ею иллюзорный мир. Солисты: Диана Егорова, Михаил Ветров, Максим Данилов, Вадим Мануковский, Наталья Суслова.

«И ангелы плачут». Хореография Андрея Меркурьева
«Принцесса Тур`андот» лауреата Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Екатерины Кисловой – самый зрелищный спектакль первого фестивального вечера. Ярко театральный, сочный, пряный, эмоционально наполненный, он медленно, но верно вошел в сознание зрителей, внимательно следивших за его обрядовым действом. На сцене в трех разных точках музыканты с ударными инструментами, в центре две солистки – оперная певица и танцовщица, а также группа артисток, несущих в себе единый образ женской силы. В руках артисток появляются то колокольчики, то длинные шесты, то веера. С помощью этих предметов (колокольчики звенят, а веера в руках танцовщиц эффектно раскрываются и закрываются) и танцевальных движений они создают антураж двум солисткам, олицетворяющим противоположные начала в женщине – жестокость и доброту. Финал спектакля построен на знаменитой арии из последнего акта оперы Дж. Пуччини «Турандот» «Nessun dorma», которую исполняет вокалистка. Во время арии танцевальное действие угасает и, в тоже время, внутренне накаляется. Эффект от спектакля такой, что реакция на зрелище наступает не сразу, а доходит постепенно, уже к поклонам артистов. Солистка оперы – Юлия Проняева, солистка балета – Елизавета Корнеева.
О. Лабовкина, М. Яшникова и Е. Кислова в своих работах сделали выбор не в пользу развития сюжета, а в направлении философского, отстраненного от фабульной конкретики размышления. Эта же тенденция продолжилась и на втором фестивальном вечере, вместившем работы таких хореографов, как Павел Глухов, Александр Литягин, Андрей Меркурьев. Все они отличаются по способу мышления, выбору выразительных средств, но одинаково склонны к чувственному восприятию мира и рефлексии.

«Как без рук». Хореография Александра Литягина
В своей работе «Чайковский. Времена года» (музыка: П.И. Чайковский – В. Пешков) Павел Глухов показал свободное владение пространством, светом и предметами. Однако это не помешало ему развить и чисто танцевальную линию спектакля. Мастерски соединив все компоненты, он уверенно подошел к финальной сцене своего спектакля, где юноша, один за другим накидывая на девушку обручи, наконец рушит ее моральные и физические опоры. Так постановщик красноречиво «рассказал» о том, что даже у самого сильного человека наступает предел терпения в ситуации атакующих неприятностей и невзгод. Солисты: Диана Егорова и Иван Негробов.
«И ангелы плачут» (музыка Ezzio Bosso) Андрея Меркурьева – трагический спектакль о жестокости земного мира и ранимости души. В центре его девушка, избранная жертвой озлобленной толпы. Ее критикуют, оскорбляют, хулят, порочат из-за того, что она не стала такой, как все, не слилась с маловыразительными, серыми, обремененными жизнью людьми. Так бы и продолжалось, если бы не явился Ангел… Действие Меркурьева многомерно и разнопланово. В какой-то момент рискуя оборвать нить своей мысли, он, все-таки, вышел из «затянувшейся паузы» и достиг сильной эмоциональной наполненности. Солисты: Дмитрий Трухачёв (Ангел), Елизавета Корнеева (Девушка), Максим Данилов, Юлия Непомнящая, Александр Меркулов, Наталья Суслова, Павел Коренюгин, Андрей Меркурьев (Рассказчик).

«AHEYM». Хореография Константина Матулевского
«Как без рук» (музыка Ефрема Подгайца) Александра Литягина. Наверное, только в таком креативном, не закрепощенном канонами классики современном балете, постановщик смог честно и правдиво высказаться о глубине человеческих чувств, верности и любви, о личном и сокровенном каждого из нас. И получилось это у Литягина с легкой иронией и грустью, достойно и красиво. Солисты: Марта Луцко, Михаил Ветров.
Три спектакля заключительного вечера фестиваля поделили между собой хореографы Софья Гайдукова и Константин Матулевский. Поставив каждый по одному балету, финальный – «ANIMA» (музыка: Philip Glass, солисты: Диана Егорова, Иван Негробов, Максим Данилов) – они решили сочинить совместными усилиями.

«АРЛЕКИНАДА.NEW». Хореография Софьи Гайдуковой
В «AHEYM» (музыка: Bryce Dessner & Kronos Quartet) Константин Матулевский не ушел в область «размытых» авангардных поисков, а, находясь в поле современного пластического театра, решил все чисто хореографическими средствами. Что талантливо и зрело проявилось в отдельно взятых дуэтах, групповых танцах, а также в логике их взаимодействия. Солисты: Елизавета Корнеева, Дмитрий Трухачёв, Николай Большунов.
«АРЛЕКИНАДА. NEW» (музыка Алексея Айги) Софьи Гайдуковой – сюжетный, актерский спектакль на две пары солистов. В его основе жизненная история о совместимости людей (в данном случае о том, что своего, близкого человека можно найти не сразу). Здесь постановщик не стала «изматывать» своих танцовщиков узловатыми хитросплетениями поддержек, а перевела все в сферу выразительных пантомимно-пластических контактов. Благодаря яркому исполнению (Марта Луцко, Екатерина Любых, Иван Негробов, Максим Данилов) спектакль приобрел характер гротесково-игрового действа, полностью оправдав идею задумки хореографа.

Артисты и постановщики Андрей Меркурьев и Павел Глухов после выступления
«RE:Форма танца» в Воронеже вызвала повышенный интерес к современным спектаклям у артистов и среди зрителей. Исполнителям такой опыт дал понимание иной пластической выразительности, а театральной публике – ощущение причастности к новым тенденциям в танцевальном искусстве, понимание альтернативного классике пути. Профессиональные возможности воронежской труппы не столь значительны, как у ведущих столичных танцевальных коллективов и, тем не менее, результаты фестиваля оказались значительными. Они показали особый настрой танцовщиков, их способность мобилизоваться в разных творческих ситуациях, раскрепощенно откликаться на самые сложные и неожиданные постановочные задачи. «RE:Форма танца» ждет своего продолжения, и теперь она просто обязана не сбавлять заданных темпов.
Автор: Роман Володченков; фото Константина Кириакиди
Просмотров 1889