На сайте всего: анкет коллективов 679; имен 784; новостей 1181; публикаций 1033; фоторепортажей 782; объявлений на форуме 1349; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
24/07Донвена Пандурски: "Влияние русского балета на болгарский — огромно"

В этом году в Болгарии проходят многочисленные мероприятия, приуроченные к 120-летнему юбилею «классика болгарской музыки» Панчо Владигерова. Софийский театр оперы и балета 15 марта представил вниманию зрителей совершенно новую интерпретацию единственного балета знаменитого композитора «Легенда об озере». Мы поговорили с хореографом и автором либретто Донвеной Пандурски, хорошо известной российскому зрителю по нашумевшим спектаклям в Мариинском театре, о новой постановке, о труппе софийского балета и о петербургской балетной школе.

— Госпожа Пандурски, вы давно живете и работаете за пределами Болгарии, как получилось, что вы снова сделали постановку на Софийской сцене?

— Когда директор Софийского театра оперы и балета Пламен Карталов пригласил меня создать новую постановку балета «Легенда об озере» в связи с 120-летним юбилеем нашего великого композитора Панчо Владигерова, я согласилась без малейшего колебания. Маэстро Карталов позвонил мне со словами: «Премьера через год, 15 марта», — и я ответила «да», даже не проверив, нет ли у меня уже на эту дату ангажементов. Я одновременно была очень рада и крайне взволнована: ведь я вернулась в свой родной город, в театр, где я делала свои первые шаги в профессии, чтобы поставить балет на невероятную музыку!

Насколько мне известно, дирекция театра на протяжении нескольких лет обдумывала возможность постановки «Легенды об озере», но в силу различных причин эту идею удалось реализовать только сейчас. И я необыкновенно счастлива, что стала частью этого проекта.

— Как вы оцениваете музыку Панчо Владигерова?

— Для меня Панчо Владигеров стоит в одном ряду с крупнейшими композиторами по серьезности, масштабу и богатству палитры его симфонической музыки. Его по праву называют «классиком болгарской музыки». Могу сказать, что во время работы с этой музыкой испытывала те же эмоции, как и при работе с произведениями таких величайших русских композиторов как Рахманинов и Чайковский. Безусловно, в творчестве Владигерова особенно волнующе для меня — это самобытная болгарская музыка, которая тесно связана с нашим фольклором, но при этом в симфонических моментах много импрессии, поэтичности, глубокого драматизма.

— Музыка «Легенды об озере» особенная, непривычная для балета…

— Да, музыка для балета непривычная, исключающая такую традиционную танцевальную форму как па-де-де. Но у меня уже есть опыт постановки балетов на симфоническую музыку, поэтому и работа над хореографическим текстом «Легенды об озере» для меня была особенно интересной.

Музыка исключительно красивая, но непростая как для исполнения оркестром, так и для артистов балета, поскольку очень часто происходит смена тактового размера, а также композитор использует неравнодольные метры, присущие болгарской народной музыке. На мой взгляд, неравнодольные метры звучат поразительно современно. Поэтому при создании хореографической интерпретации я постаралась использовать современную пластику, именно она, на мой взгляд, наиболее точно может выразить музыку Владигерова. Несмотря на то, что фольклорные мотивы звучат постоянно, движения ни в один момент не напоминают хоровод — таково мое видение национального колорита в актуальной интерпретации. В сущности, моя хореография — неоклассика, артисты танцуют «на пальцах».

Эта музыка дает широкие возможности для постановщика: в балете есть как многочисленные массовые сцены, так и множество лирических моментов. Несмотря на то, что в постановке нет классических па-де-де, у главных героев — Князя и Девы озера — достаточно возможностей, чтобы продемонстрировать публике свое мастерство.

— Вы являетесь и автором либретто?

— Балет «Легенда об озере», музыка к которому была написана в 1946 году, не ставился на сцене более 40 лет. Оказалось, что оригинальное либретто давно утрачено в архивах Софийского театра оперы и балета. Артисты, которые участвовали в постановке 1962 года, только примерно помнили, о чем шла речь. Но я была настолько вдохновлена красотой музыкальной партитуры, что история почти моментально родилась у меня в голове. Я постаралась, чтобы либретто как можно точнее передавало настроение музыки Панчо Владигерова.

В сюжете много аллегорических и метафорических моментов. Здесь тесно переплетены фантазия и реальность. Это легенда о человеке и природе. С одной стороны есть природа, которую олицетворяет Бог Солнца, озерные нимфы, Дева Озера — получеловек-полунимфа, обладающая очищающей силой воды и света. С другой стороны, значительная роль отведена пустынному племени и войнам — реальным мужчинам и женщинам. Действие развивается в сказочном месте в сказочное время. Но мы видим, в первую очередь, человека с его вечными чувствами, страстями и переживаниями. Вечная тема любовного треугольника.

Здесь есть место и любви, и ненависти, и зависти — всей той палитре чувств, которые сопровождают человечество весь период существования.

Спектакль имеет современную трактовку, но в своей постановке я осталась верна той мистике, которая заложена в названии балета. Мне очень хотелось, чтобы эта атмосфера таинственной легенды сохранялась на сцене. Павлу Шаппо — молодому и талантливому художнику по костюмам — удалось создать абстрактные костюмы, передающие это настроение. Вся сценография позволяет зрителю погрузиться в сказку.

Здесь необходимо упомянуть и о работе замечательного художника по свету Александра Наумова, который на протяжении многих лет работает в Мариинском театре. Предложенное им свето-цветовое решение придает спектаклю особую эмоциональную выразительность. Благодаря такому сценическому свету нам удалось, повторюсь, погрузить зрителя в атмосферу сказки. Вообще я счастлива, что мне удалось пригласить целую постановочную группу из России, этот творческий контакт очень важен для болгарского балета.

— Как протекала постановочная работа?

— Прежде всего, должна сказать, что я была приятно удивлена высоким уровнем балетной труппы. Малочисленная труппа — чуть более 60 человек — поддерживает огромный классический репертуар. Среди артистов много молодых людей, полных энтузиазма, каждый из них обладает своей собственной творческой индивидуальностью, что мне позволило правильно подобрать танцовщиков для различных ролей.

Когда я приехала с партитурой и хореографическим текстом и познакомилась с труппой, закипел настоящий творческий процесс. Артисты вдохновили меня на новые открытия. Так, у нас три различных состава для главных ролей, каждый получился интересным по-своему. Я не люблю ограничивать исполнителей жесткими рамками: даю возможность вложить в роль что-то свое, поэтому все образы получись разные. Моя задача, как хореографа, проникнуть в индивидуальность каждого артиста, и уже в совместном творческом процессе создать сценический образ. Всегда стараюсь давать свободу артистам в жестах, движениях, осанке.

Репетиционный процесс был крайне напряженным: ведь у нас для подготовки спектакля был только один месяц. Работали 6 дней в неделю почти круглосуточно, но репетиции протекали на одном дыхании — так все были увлечены.

Очень много артистам труппы дала работа с балетмейстером Вячеславом Хомяковым, которого я пригласила специально для подготовки «Легенды об озере». Мы работали вместе с ним во время постановок в Мариинском театре, у него колоссальный опыт. Работа с балетмейстером-репетитором такого уровня, даже в течение всего одного месяца, для наших танцовщиков большая удача, именно он довел каждое движение на сцене до совершенства. Работа не была простой, но результат того стоит.

— Вячеслав Хомяков и Александр Наумов работают в Мариинском театре, расскажите о вашей работе на этой великой сцене.

— Вы знаете, когда я в 2006 году получила приглашение от всемирно известного художника Михаила Шемякина участвовать в постановке балета «Волшебный орех», в котором рассказывается предыстория «Щелкунчика», я просто не могла поверить своему счастью! За 20 лет до этого я закончила балетмейстерскую кафедру консерватории имени Римского-Корсакова в тогдашнем Ленинграде. И я даже не могла мечтать, что однажды пересеку Театральную площадь, чтобы войти в Мариинский театр и работать с его знаменитой труппой.

Масштабы постановок, которые мы сделали вместе с Михаилом Шемякиным колоссальны, профессионализм танцовщиков уникален. Приходилось работать с несколькими составами и с десятью ассистентами. Репетиционный процесс продолжался по 12 часов в сутки: один состав выходит из зала, сразу же заходит другой. Рядом со мной неотлучно была великая прима-балерина Ольга Моисеева, готовая в любой момент помочь артистам, подсказать, обратить внимание на ошибки. В таком профессиональном окружении невозможно не быть на высоте.

К счастью, я справилась и даже получила отдельную похвалу от тогдашнего руководителя балетной труппы Мариинского театра Махара Вазиева, который назвал меня уникальным балетмейстером, работающим без криков и скандалов.

К сожалению, сегодня болгарский балет почти утратил связь с русским, несмотря на то, что все мы воспитаны на традициях великой русской школы. Наши самые яркие танцовщики воспитывались в свое время в СССР, достаточно вспомнить Евгению Крыстеву, Бисера Деянова, Павлину Гелеву, Ясена Вылчанова. У нас было огромное преимущество — образно говоря, пить воду из источника, поскольку русские педагоги всегда предпочитали работать с болгарами. Так что, само собой разумеется, что влияние русского балета на болгарский — огромно.

По моему мнению, труппа Софийского балета соответствует мировому уровню, а основная предпосылка для этого в том, что наши артисты впитали в себя традиции русской школы. Именно используя базу петербургской балетной академической школы, я создала для «Легенды об озере» современную хореографическую интерпретацию.


Автор: Анастасия Бубенец
Источник: Belcanto


Просмотров 190




Фоторепортажи















 

 
Новости

КОНЦЕРТ Театра-студии современной хореографии
 

25 лет работы в направлении contemporary dance для детей от 3 лет и старше. На праздничном концерте, посвященном этому знаменательному событию, предлагаем вам познакомиться или встретиться вновь с творчеством Театра-студии современной хореографии.

Танцевальный сюрприз

ДОРОГА К ТАНЦУ
 

Приглашаем на уникальный семинар педагогов и руководителей хореографических коллективов "Дорога к танцу"! Курсы повышения квалификации для педагогов в объёме 72 часа. 

22 ноября 2019

MODANSE в Большом театре
 

Премьерные показы новой программы Светланы Захаровой MODANSE состоится 26 и 27 ноября на Исторической сцене Большого театра. Программа состоит из двух одноактных балетов – "Как дыхание" и "Gabrielle CHANEL".

26 и 27 ноября

МАРИС ЛИЕПА. С любовью
 

1 декабря на сцене Государственного Кремлевского Дворца состоится грандиозный гала-концерт звезд мирового балета "Марис Лиепа. С любовью" в рамках проекта "Автографы и имиджи". Имя Мариса Лиепы навсегда вписано в историю танца и в сердца любителей балета. 

Премьера на сцене Кремлевского дворца

Нижегородская ярмарка
 

V Всероссийский конкурс – фестиваль народного творчества "Нижегородская ярмарка" 7 – 8 декабря 2019 года в город Нижний Новгород. Два дня красочных выступлений, обсуждения конкурсных номеров с коллекгами и членами жюри. Два дня настоящего праздника искусства и творчества.

7 – 8 декабря 2019

Центр ТАНЦЫ+ приглашает
 

Публикуем график, чтобы вы могли спланировать творческий сезон....или скорректировать его, выбрав оригинальные, самобытные хореографические проекты! Как всегда - талантливые исполнители, профессиональное жюри.

Фестивальные проекты

НОВЫЙ ГОД НАЧАЛСЯ, НАЧИНАЕМ ГОТОВИТЬСЯ К... НОВОМУ ГОДУ
 

Лучшее предложение на зимние каникулы, которое только существует на фестивально-танцевальном пространстве! 6 - 12 января 2020. Пушкино, Московской обл.

Начнем с удивительно низкой цены

ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ
 

II Всероссийский кубок по Хореографии, Вокалу и Цирковому искусству. 26 – 29 октября 2019 года.

Конкурс проходит по номинациям

ОКТЯБРЬСКАЯ РАЗМИНКА: НЫРЯЙ В КОНТЕМП…
 

4-6 октября 2019. ОКТЯБРЬСКАЯ РАЗМИНКА: НЫРЯЙ В КОНТЕМП… Практический семинар для танцоров и хореографов.

 
 
 
Публикации

Dance space - бьёт рекорды по вручению призов гран-при
 

За годы своего существования фестиваль стал событием, объединяющим танцоров со всей России. Dance space позволяет нам не просто наблюдать за чудесным искусством танца, но и погрузиться в счастливое детство. В детство окунулись и наши легендарные члены жюри.

Танцевальное пространство

Killa Kolya: прошлое, настоящее и будущее брейк-данса
 

О том, что важно сохранять индивидуальность, развиваться в правильном направлении и выражать себя через танец.

Конечно, ребята более суровые. А девочки, мне кажется

Па де де на пальцах и для пальцев
 

Данный проект не имеет аналогов в музыкальном и балетном искусстве: две мировые звезды на одной сцене: ей нет равных в мире танца, ему нет равных в виртуозной игре на скрипке - артисты, которые дополняют друг друга не только в жизни, но и на сцене. 

28 декабря 2019

Тот, кто заложил основу…
 

У колыбели якутской Терпсихоры стоит немало славных имён. И в начале начал – трепетное имя для каждого из нас, кто вверил ей свою судьбу. Иннокентий Дмитриевич Христофоров.

Первый балетный спектакль настолько покорил зрителей проникновенным дуэтом

Станцуют Пушкина - как карта ляжет
 

В Петербурге впервые представят балет "Пиковая дама". А после него - и "Онегина".

Сами артисты в успехе постановки не сомневаются.

Секреты фламенко
 

16 ноября празднуется Международный день фламенко. Именно в этот день в 2010 году ЮНЕСКО признала фламенко как объект Всемирного наследия.

Говорят, не ты ищешь фламенко, а фламенко находит тебя

Александра Пахмутова: "Без культуры успеха не добиться"
 

Живая легенда — Александра Пахмутова, миниатюрная женщина и большой композитор, отмечает 90-летие. Не только она — весь народ. Ее творчество — музыкальный портрет Отечества — раскрывает время, отражает судьбу страны. Песни, числом более четырех сотен, как и их автор, давно уже стали национальным достоянием. 

Вы ведете читателей по лабиринтам искусства

Непростые движения
 

Крамп, би-боинг и пластичность змеи: что происходит с уличными танцами в России и мире.

Несмотря на трудности с финансированием, Гудым считает, что многие вполне успешно

Рыцарь нуреевского образа: Лоран Илер представил "Дон Кихота"
 

Спектакль МАМТа стал первой российской постановкой балета выдающегося танцовщика.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео