На сайте всего: анкет коллективов 682; имен 784; новостей 1195; публикаций 1086; фоторепортажей 795; объявлений на форуме 1356; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
22/05"Нуреев. Белый ворон"

В зале, где шел фильм Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон», было человек двенадцать. Но смотрели внимательно. В принципе ничего странного, просто с картиной прокатчики никак не работали, рассчитывая, видимо, на шлейф известной легенды. Но, думаю, в данном случае дело не совсем в фильме как таковом, скорее, в его герое, а еще точнее - в его творческой истории, нетипичной для начала 1960-х, - все-таки «оттепель», время какой-никакой свободы.

Заслуженный артист Татарстана, премьер казанского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Олег Ивенко действительно внешне очень похож на своего героя. Мариинский театр. Фото: Наташа Разина.

Забегая вперед, скажу, что в картине есть эпизод, где юного Нуреева приводят в компанию (это очень важно, что приводят, до поры до времени он пассивен и мало что делает в жизни сам), где его встречают приветливо. И кто-то из молодых людей с хорошим светлым лицом говорит: «Сейчас в нашей великой стране, в Советском Союзе, все будет хорошо, были очень тяжелые времена, но скоро полетим в космос, пятьдесят лет жизни государства - это очень маленький срок».

Нуреев, однако, улыбается чему-то своему, не слушает, он существует здесь и сейчас - пока длится танец. Именно в танце, а не в дискуссиях, он выражает себя.

Собственно, в этом и заключается главный вопрос картины сегодняшним современникам, думающим о прошлом исключительно в двухмерной системе координат: было хорошо в СССР или плохо? А мировоззренческая, не только творческая, дилемма, как полагают авторы фильма, в другом заключается. Надо ли дожидаться свободы или, наоборот, необходимо попробовать уже сейчас отвечать за себя и делать все самому (это говорится за кадром одним из героев картины прямо в финале)?

Снимая ленту на избитую тему ужасов несвободы, но с неожиданными мировоззренческими акцентами (ведь предполагается, что свобода - это прекрасно и она не должна пугать), Файнс рискует. Однако не в первый раз.

Наши журналисты, писавшие о том, что известному актеру просто не надо было браться за режиссуру, будто это дебют, не знают, что именно он первым экранизировал единственную чисто политическую трагедию Шекспира - «Кориолан» (2002), притом что почти все остальные пьесы великого драматурга были в кино поставлены много раз.

Так и здесь. Хотя о Рудольфе Нурееве существует несколько информативных документальных фильмов, в игровом кино вроде бы нет предмета для разговора, один прыжок для легенды. Недаром в киноромане Клода Лелуша «Одни и другие» (1981), в нашем прокате - «Болеро», именно этот эпизод жизни «белого ворона» (его отчаянное бегство от сопровождающих в парижском аэропорту) и имеется - как знак времени. А больше вроде как ничего и не надо.

И традиционную схему байопика (экранного жизнеописания) создателям нужно было переосмыслить, даже сохраняя ее повествовательные элементы, чтобы зрители могли сопоставить два подхода - о ком кино и о чем кино? У Файнса они смешаны принципиально: флешбэки, возвращения в прошлое, мало что объясняют, только показывают, что прошлое не должно тянуть назад своими воспоминаниями, ведь герой фильма, как не раз говорится, родился в поезде. И если можно поспорить, будет ли Нуреев первым в своей профессии, то судьба его точно уникальна - об этом тоже есть разговор.

Вообще биография танцовщика или балерины не самый благодарный материал для кино. Есть документальные кадры, есть воспоминания, есть ситуация - в данном случае длящейся холодной войны, «внутри» которой наша оттепель воспринимается исключительно по-русски: «Ожил я, волю почуя». Именно волю, а не свободу, не другой порядок, принятый в обществе по ту сторону «железного занавеса». Там нет надзора за твоей личной жизнью, и можешь разговаривать с кем хочешь о чем угодно, не опасаясь, что обвинят в клевете на народ и партию, а в перспективе - и в измене Родине. Именно с такими ограничениями (по фильму, но в соответствии с реалиями того времени) Нуреев сталкивается постоянно, они его раздражают, если не бесят.

Но он действительно вне политики, как говорит его смятый жизнью, мягкий и даже безвольный учитель в танце Александр Иванович Пушкин (его играет сам режиссер). Он говорит так в самом начале и в самом конце картины, хотя в это утверждение трудно поверить. И лишь решившись «попросить политического убежища» (а иначе никак не оставят в покое, или обманут, или похитят), герой понимает, что больше деваться некуда, что танец, который и есть для него свобода, рано или поздно кончается, и надо решать.

Именно такая необходимость, вообще-то исторически обусловленная, убийственна для того Нуреева, которого играет Олег Ивенко, поразительно похожий на прототип.

На разные приказы он реагирует, как мальчишка, - плюется, лезет в бутылку, ругая директора театра, но ведь не потому, что храбрый, - просто чувствует, что тот от него зависит. Вот ведь какой парадокс оттепельных времен. Надо держать фасон, сохранять лицо, а кто это будет делать, если не наши артисты балета, которые, как позже споет Александр Галич, «впереди планеты всей» - вместе с самим балетом как средством дипломатии? Да, никуда не денешься от политики, она тебя сковала по рукам и ногам. А надо куда-то вырваться, чтобы воспарить в небеса.

Файнс очень внимателен к традиционному биографическому кино, он отнюдь не ломает канон, просто проходится по основным эпизодам. Но мы узнаем о человеческих качествах вечно уклоняющегося от определенных отношений с людьми Руди гораздо больше, чем о его вкладе в искусство танца, где он - король. Примем это на веру.

А подробности биографии обозначены во флешбэках, но опять-таки подчеркивается исключительно связь с родителями, и все. Показано без подробностей, на уровне аллегории. Сцена встречи с отцом, вернувшимся с фронта, будто прямо взята из «Зеркала» Тарковского. И ничего не предвещает прыжка «из царства необходимости в царство свободы», пока - мысленно - его не одобрит мама.

Каков итог? По мысли Файнса, в оттепели начала 1960-х могла быть только одна свобода - эгоцентрическая. Героя все так или иначе хотят использовать, кроме семьи, он же пытается быть верным своему призванию, как его нащупывает и понимает. А на все условности, включая политическую риторику, плевать хотел. Этот Нуреев не стал бы, вероятно, играть Валентино у Кена Рассела - звезду, которую унижают. Все идут навстречу гению, пока не натолкнутся на стену «я».

И ведь не скажешь, что такая трактовка характера Нуреева не имеет права на жизнь. Автор этих строк видел могилу прямо в центре кладбища Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем, где похоронен Тарковский, - «роль» надгробия выполняет роскошный мозаичный ковер. Это что-то фантастическое. Даже там, у Бога, великий танцовщик взял себе отдельную особенную территорию.


Автор: Андрей Шемякин


Просмотров 385




Последние новости















 
 
Новости

NARUTO DANCE
 

Оригинальный. Необычный. Интересный. Познавательный. Содержательный. Офигительный! - вот лишь некоторые эпитеты, которые присвоили участники мастер-класса, который предлагается вашему вниманию.


Мастер-класс на видео

НО ЕСТЬ И ХОРОШИЕ НОВОСТИ!
 

Пандемия идет на уменьшение. Карантин скоро закончится. Люди смогут выходить из своих квартир и изоляций. Жизнь вернется на свои места... Кстати, о местах. У нас как раз появились СВОБОДНЫЕ МЕСТА НА ДВА ЗАЕЗДА.

Мега БЮДЖЕТНЫЙ заезд

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ БАДАБУМ
 

БЕЙЧ danceFAMILY приглашает танцоров разного уровня, вокалистов, театралов, хореографов, и даже тех людей, кто любит просто двигаться и танцевать, руководителей и педагогов танцевальных и творческих коллективов.

25-28 июня 2020 года

ПОЧТИ СЕНСАЦИЯ!
 

Уникальный мастер-класс от профессора хореографии из США и героя японских аниме Наруто специалльно для российских танцоров! 14 мая в 20.00 МСК на странице проекта "Танцевальный Клондайк" в Инстаграмме. Это будет оригинально, необычно и крайне полезно. 

Присоединяйтесь!

АБСОЛЮТНЫЙ ПОБЕДИТЕЛЬ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ONLINE ТРОЕБОРЬЯ
 

I-DANCE.WORLD Виртуальный, интерактивный танцевальный марафон-конкурс от проекта "Танцевальный клондайк", зародился в самом эпицентре карантина и уже с первого дня набирал популярность. 

Почему надо участовать ...

ПРОБА № 4
 

12 марта 2020 в КЦ ЗИЛ г. Москвы  прошёл специализированный проект современного танца хореографов Антонины Красновой и Александра Могилева. Программа вечера была специально сформирована учредителями проекта, чтобы держать высокий уровень фестиваля.

12 марта 2020 в КЦ ЗИЛ

Сказ о том, как Матвей Огненное Лихо одолел
 

Автором сценария стал заслуженный артист республики Карелия Андрей Тупиков, а режиссером-постановщиком - театральный мастер и педагог ГИТИС Светлана Землякова. Команда хореографов спектакля работает под художественным руководством лауреата премии Мориса Бежара Елены Богданович и Народной артистки России Илзе Лиепа.

В Большом театре состоится премьера

Чемпионат Европы WDC 2020 по латиноамериканским танцам среди профессионалов: Возвращение Старого Света на танцевальный Олимп!
 

25 апреля 2020 года в Кремлевском дворце, в Москве пройдет десятый, проведенный в России, чемпионат Европы WDC по латиноамериканским танцам среди профессионалов.

Программу показательных выступлений отличает

ТанцЭксперимент. Выездная версия
 

56 прекрасных, ярких номеров, представленных на конкурсе "ТанцЭксперимент" вошли в данное видео. Проводился конкурс в рамках 55-го СКАЗОЧНОГО заезда проекта "Танцевальная деревня", который состоялся в январе 2020 года.  

 
 
 
Публикации

Никита Ксенофонтов: Пока меня в нашем театре все устраивает
 

Он — лауреат всероссийских и дипломант международных конкурсов, в 2017 году окончил Академию русского балета имени Вагановой. В труппе Новосибирского театра оперы и балета за последние пять лет он исполнил ведущие, сольные и кордебалетные партии.

Через год был этот же конкурс

Танцы+ или "Пора прожить эту жизнь красиво"
 

У кого-то жизнь в 40 лет только начинается, а у Лены Бабаевой в 26 она летит птицей. И что впечатлило меня больше всего в этой истории, почти случайно перелетевшей по вотсап-мосту "Москва — Сиэтл", как сегодня молодые люди могут делать свою жизнь не сильно обращая внимания на бордюры, препоны и всяческие границы. Главное, чтобы была достойная цель.

Люди относятся к этому серьезно, ответственно

Дом среди неба
 

Интервью с хореографом, художественным руководителем Народного театра современного танца "Арт-Данс" Ольгой Орловой-Каменчук. Мы продолжаем цикл статей, рассказывающих о знаменитом ансамбле Галины Виноградовой.

Когда я танцевала у Галины Дмитриевны,

Растяжки, слезы, падения, победы...
 

Педагог адаптивной хореографии в ЦРИ "Восхождение" о 5-летнем опыте работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Параллельно с работой в Центре Роман тренирует

Юрий Смекалов: "Мы предложим зрителю балет-квест"
 

Хореографу Мариинского театра Юрию Смекалову несмотря на карантинные ограничения удалось не просто поставить новую версию балета "Infinita Фрида", но и объединить в нем исполнителей с разных театров и континентов.

Премьера прошла на родине Фриды – в Мексике

Екатерина Крысанова: "Для балета невозможны репетиции онлайн"
 

Прима-балерина Большого театра об экзерсисах у плиты и сорванной премьере "Мастера и Маргариты".

Плюс, если вы сидите в театре, то сами решаете, на какой уголочек сцены

Вопросы о балете
 

Чтобы зрители могли легко разобраться в азах и тонкостях танцевального искусства и поддержать искромётную беседу в антракте, известные данс-критики ответили на очевидные (и не очень) вопросы о балете.

Самое пристальное внимание на балетных сценах уделяется

"Надеюсь, я немного больше, чем клише"
 

Хореограф Дмитрий Дикусар о танцах, гороскопах и пользе уединения.

Я с удовольствием буду делиться с людьми тем, что им интересно

Кирилл Бурлов, интервью
 

Хореограф Бурлов, почти как Штирлиц, спустя годы вернулся через Париж, Лондон, Москву и Липецк.

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео