На сайте всего: анкет коллективов 689; имен 789; новостей 1228; публикаций 1258; фоторепортажей 812; объявлений на форуме 3350; объектов на картах 430.
Главная   О проекте   Добавь коллектив   База данных   Реклама на сайте   Пришли новость   Обратная связь   Форум   Авторизация   Мастер-класс марафон
 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Все коллективы 
22/05"Нуреев. Белый ворон"

В зале, где шел фильм Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон», было человек двенадцать. Но смотрели внимательно. В принципе ничего странного, просто с картиной прокатчики никак не работали, рассчитывая, видимо, на шлейф известной легенды. Но, думаю, в данном случае дело не совсем в фильме как таковом, скорее, в его герое, а еще точнее - в его творческой истории, нетипичной для начала 1960-х, - все-таки «оттепель», время какой-никакой свободы.

Заслуженный артист Татарстана, премьер казанского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Олег Ивенко действительно внешне очень похож на своего героя. Мариинский театр. Фото: Наташа Разина.

Забегая вперед, скажу, что в картине есть эпизод, где юного Нуреева приводят в компанию (это очень важно, что приводят, до поры до времени он пассивен и мало что делает в жизни сам), где его встречают приветливо. И кто-то из молодых людей с хорошим светлым лицом говорит: «Сейчас в нашей великой стране, в Советском Союзе, все будет хорошо, были очень тяжелые времена, но скоро полетим в космос, пятьдесят лет жизни государства - это очень маленький срок».

Нуреев, однако, улыбается чему-то своему, не слушает, он существует здесь и сейчас - пока длится танец. Именно в танце, а не в дискуссиях, он выражает себя.

Собственно, в этом и заключается главный вопрос картины сегодняшним современникам, думающим о прошлом исключительно в двухмерной системе координат: было хорошо в СССР или плохо? А мировоззренческая, не только творческая, дилемма, как полагают авторы фильма, в другом заключается. Надо ли дожидаться свободы или, наоборот, необходимо попробовать уже сейчас отвечать за себя и делать все самому (это говорится за кадром одним из героев картины прямо в финале)?

Снимая ленту на избитую тему ужасов несвободы, но с неожиданными мировоззренческими акцентами (ведь предполагается, что свобода - это прекрасно и она не должна пугать), Файнс рискует. Однако не в первый раз.

Наши журналисты, писавшие о том, что известному актеру просто не надо было браться за режиссуру, будто это дебют, не знают, что именно он первым экранизировал единственную чисто политическую трагедию Шекспира - «Кориолан» (2002), притом что почти все остальные пьесы великого драматурга были в кино поставлены много раз.

Так и здесь. Хотя о Рудольфе Нурееве существует несколько информативных документальных фильмов, в игровом кино вроде бы нет предмета для разговора, один прыжок для легенды. Недаром в киноромане Клода Лелуша «Одни и другие» (1981), в нашем прокате - «Болеро», именно этот эпизод жизни «белого ворона» (его отчаянное бегство от сопровождающих в парижском аэропорту) и имеется - как знак времени. А больше вроде как ничего и не надо.

И традиционную схему байопика (экранного жизнеописания) создателям нужно было переосмыслить, даже сохраняя ее повествовательные элементы, чтобы зрители могли сопоставить два подхода - о ком кино и о чем кино? У Файнса они смешаны принципиально: флешбэки, возвращения в прошлое, мало что объясняют, только показывают, что прошлое не должно тянуть назад своими воспоминаниями, ведь герой фильма, как не раз говорится, родился в поезде. И если можно поспорить, будет ли Нуреев первым в своей профессии, то судьба его точно уникальна - об этом тоже есть разговор.

Вообще биография танцовщика или балерины не самый благодарный материал для кино. Есть документальные кадры, есть воспоминания, есть ситуация - в данном случае длящейся холодной войны, «внутри» которой наша оттепель воспринимается исключительно по-русски: «Ожил я, волю почуя». Именно волю, а не свободу, не другой порядок, принятый в обществе по ту сторону «железного занавеса». Там нет надзора за твоей личной жизнью, и можешь разговаривать с кем хочешь о чем угодно, не опасаясь, что обвинят в клевете на народ и партию, а в перспективе - и в измене Родине. Именно с такими ограничениями (по фильму, но в соответствии с реалиями того времени) Нуреев сталкивается постоянно, они его раздражают, если не бесят.

Но он действительно вне политики, как говорит его смятый жизнью, мягкий и даже безвольный учитель в танце Александр Иванович Пушкин (его играет сам режиссер). Он говорит так в самом начале и в самом конце картины, хотя в это утверждение трудно поверить. И лишь решившись «попросить политического убежища» (а иначе никак не оставят в покое, или обманут, или похитят), герой понимает, что больше деваться некуда, что танец, который и есть для него свобода, рано или поздно кончается, и надо решать.

Именно такая необходимость, вообще-то исторически обусловленная, убийственна для того Нуреева, которого играет Олег Ивенко, поразительно похожий на прототип.

На разные приказы он реагирует, как мальчишка, - плюется, лезет в бутылку, ругая директора театра, но ведь не потому, что храбрый, - просто чувствует, что тот от него зависит. Вот ведь какой парадокс оттепельных времен. Надо держать фасон, сохранять лицо, а кто это будет делать, если не наши артисты балета, которые, как позже споет Александр Галич, «впереди планеты всей» - вместе с самим балетом как средством дипломатии? Да, никуда не денешься от политики, она тебя сковала по рукам и ногам. А надо куда-то вырваться, чтобы воспарить в небеса.

Файнс очень внимателен к традиционному биографическому кино, он отнюдь не ломает канон, просто проходится по основным эпизодам. Но мы узнаем о человеческих качествах вечно уклоняющегося от определенных отношений с людьми Руди гораздо больше, чем о его вкладе в искусство танца, где он - король. Примем это на веру.

А подробности биографии обозначены во флешбэках, но опять-таки подчеркивается исключительно связь с родителями, и все. Показано без подробностей, на уровне аллегории. Сцена встречи с отцом, вернувшимся с фронта, будто прямо взята из «Зеркала» Тарковского. И ничего не предвещает прыжка «из царства необходимости в царство свободы», пока - мысленно - его не одобрит мама.

Каков итог? По мысли Файнса, в оттепели начала 1960-х могла быть только одна свобода - эгоцентрическая. Героя все так или иначе хотят использовать, кроме семьи, он же пытается быть верным своему призванию, как его нащупывает и понимает. А на все условности, включая политическую риторику, плевать хотел. Этот Нуреев не стал бы, вероятно, играть Валентино у Кена Рассела - звезду, которую унижают. Все идут навстречу гению, пока не натолкнутся на стену «я».

И ведь не скажешь, что такая трактовка характера Нуреева не имеет права на жизнь. Автор этих строк видел могилу прямо в центре кладбища Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем, где похоронен Тарковский, - «роль» надгробия выполняет роскошный мозаичный ковер. Это что-то фантастическое. Даже там, у Бога, великий танцовщик взял себе отдельную особенную территорию.


Автор: Андрей Шемякин


Просмотров 1695




Последние новости















 
 
Новости

DANCE ОКОЛИЦА
 

Танцевально-фестивально-развлекательно-отдыхательный проект от создателей "Танцевальной деревни". СОЧИ. Лазаревское. Черное море. 23 – 30 июня 2024 года. Цена участия от 24.444 руб.

Заявки принимаются!

НЕБО ТАНЦУЕТ, украшая мир звездами
 

Вы цените качество: качество сценической площадки, качество жюри, качество номеров на сцене, качество оргкомитета? Тогда данный конкурс для Вас!

25 ноября 2023 года

ЯКОПО ТИССИ: ПРОШЛОЕ ВПЕРЁД
 

Этим летом в содружестве с Art Works Production состоится премьера первого сольного проекта звезды мирового балета Якопо Тисси “Прошлое вперёд” (13 июля - Teatro Communale di Vicenca, 16 июля - Arena Villa Vitali), 17 августа - Teatro Antico di Taormina). Название программы выбрано не случайно.

Цель проекта - выстроить мост.

НАСЛАЖДАЙТЕСЬ. ТАНЦУЙТЕ. ТВОРИТЕ.
 

Вниманию танцевальных коллективов! Если вдруг у вас возникнет идея сразу после учебного года провести со своим коллективом танцевальный сборы в Подмосковье, у нас для вас уникальное предложение.

Количество мест ограничено.

ОДИННАДЦАТЬ ПРИЧИН, ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ПОЕХАТЬ В "ТАНЦЕВАЛЬНУЮ ДЕРЕВНЮ" НА ЗАЕЗД А.
 

Танцевальная деревня. Заезд А. Арбузный Азовский Краснодарский край, Кучугуры. Заявки принимаются!!! Там будет много арбузов. Оргкомитет будет выдавать их коллективам каждый день. 

24 - 31 июля

«Адам и Ева» проекта VASILEVADANCECO
 

Есть множество трактовок истории Адама и Евы, мне нравится думать об уникальности Человека, осознании и понимании себя в пространстве и времени. - говорит Ольга Васильева о своем спектакле.

17 и 18 февраля

DANCE SPACE - ЯРКОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ!
 

На ближайший фестиваль DANCE SPACE, который пройдет 18-19 марта, в состав жюри приглашены люди, известные тысячам танцоров своей компетентностью, профессионализмом и мастерством.

18-19 марта 2023

Спектакль «12 стульев» в Ярославле
 

Это первый танцевальный вариант известного произведения.
Это современный, интерактивный спектакль, в котором вы увидите изумительные танцевальные и актерские воплощения героев описанных в романе И. Ильфа и Е. Петрова.

22 октября в 17,00

Получите уникальные знания и методики!
 

 Курс повышения квалификации Сергея Пичуричкина на тему "Современные психолингвистические методики для руководителей творческих коллективов при развитии и обучении детей завтрашнего дня в группах и индивидуально".

 
 
 
Публикации

ТУРНИНРЫ ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ: какие проводятся в России
 

Спортивные бальные танцы (СБТ) — не олимпийский вид спорта. Они отличаются от артистических бальных танцев ограничениями по внешнему виду. Этот вид спорта тесно связан с музыкой, актёрским и сценическим мастерством. А Россия в числе мировых лидеров по успехам в СБТ.

Известные соревнования

ВЛАДИМИР ШКЛЯРОВ- 20 ЛЕТ НА СЦЕНЕ
 

Владимир - исключительный виртуоз, такие в балете на вес золота: танцовщика ждали во всех концах мира, он сто раз мог бы сменить труппу, прельстится более высоким гонораром.

ВЫСОКОЕ СЛУЖЕНИЕ

“РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА” НА СЦЕНЕ МАРИИНСКОГО ТЕАТРА: КРАСКИ И ОБРАЗЫ
 

Многие десятилетия Мариинский театр сохраняет на своей сцене шедевр композитора Сергея Прокофьева и хореографа Леонида Лавровского - балет “Ромео и Джульетта” (премьера 11 января 1940) - спектакль-образец, который стал опорой для создания многочисленных версий этого балета. 

Премьера 11 января 1940

МАРИИНСКИЙ ТЕАТР ВЕРЕН ТРАДИЦИЯМ
 

Сейчас стала популярна присказка: «Театр не должен быть музеем».  А вот Мариинский идёт в ногу со временем, но и музеем быть не стесняется, и, благодаря этому, мы можем видеть на его сцене уникальные архивные спектакли в наисвежайшем состоянии.

Беляков в роли Гирея

От истока к людям
 

Народному фольклорному ансамблю национального танца "Вэем" — 30 лет. Камчатский край.

Вспоминая о первых шагах самобытного ансамбля

В Большом театре Беларуси представят книгу "Феномен Валентина Елизарьева"
 

Валентин Елизарьев создал лицо современного белорусского балета. Писать книгу о Валентине Николаевиче - не самая простая задача, - признается автор Инесса Плескачевская. 

Инесса Плескачевская решила писать книгу

В Челябинске звуки металла объединят прошлое и современный танец
 

28 февраля и 1 марта 2022 на площадке челябинского Театра "Манекен" пройдёт премьера сайнс-арт спектакля "PLUMBUM" Челябинского театра современного танца под руководством Ольги Поны. Постановка режиссёра-хореографа Ярослава Францева станет второй частью триптиха о времени IZOTOP.LAB.

Первым результатом работы IZOTOP.LAB стал

Владимир Варнава: "Танец – это головоломка, которую надо разгадывать всю жизнь"
 

Хореограф Владимир Варнава – самый молодой лауреат "Золотой маски". Его спектакли идут в Москве, Санкт-Петербурге и за границей. Но несмотря на мировое признание, далеко не все постановки хореографа критика встречает положительными отзывами.

– Она очень разная. Можешь думать, что никому

Иван Одинцов: Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина
 

Когда кто-то говорит "балет", чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. 

 
   
 
 
             
 
На сайте функционирует система коррекции ошибок.
Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
© Данный сайт создан при поддержке проекта "Танцевальный клондайк"
Яндекс цитирования
Фестивальный проект СОЗВЕЗДИЕ
Календарь Творческих Событий
SHOP-MARKET.COM - Крупнейший каталог интернет-магазинов
WEB-издательство ВЕК ИНФОРМАЦИИ Интернет поддержка эконом-класса Dance Europe begins here! Одежда для танцев Танцы Видео